1.png
Бутовский полигон – крупнейшее в Московском регионе место массовых расстрелов и захоронений жертв сталинских репрессий. Сегодня известны имена 20760 человек здесь убиенных. Эти люди были расстреляны в течении очень короткого периода времени, с августа 1937г. по октябрь 1938, а полигон функционировал с 34 по 53 год…
Те, о ком мы знаем – мужчины и женщины в возрасте от 14 до 82 лет, представители 73 национальностей, всех вероисповеданий, всех сословий, но большинство из них, простые рабочие и крестьяне – русские православные люди.
Около 1000 человек, из числа погребенных в Бутово, пострадали как исповедники Православной Веры, более трехсот, сегодня прославлены в лике святых.
Название нашего сайта – martyr (мартир), происходит от греческого μάρτυς, что в буквальном переводе значит – свидетель, на русский чаще переводится как мученик. Сайт посвящен, прежде всего, убиенным на Бутовском полигоне за Православную Веру, но не только. Мы собираем и публикуем материалы о всех пострадавших в Бутово и иных местах в годы репрессий, независимо от их национальности и вероисповедания.

БУТОВСКИЙ КАЛЕНДАРЬ

подробнее

france Spain

Презентация книги о судьбе и наследии протоиерея Владимира Шамонина 26.05.2023

26 мая состоялось открытие выставки «Есть «люди-кресты»…: о судьбе и
наследии протоиерея Владимира Шамонина» и презентация книги «Три года на Дальнем
Востоке» в Духовно-просветительском центре при Феодоровском соборе по адресу: г. Санкт-
Петербург, ул. Миргородская, д. 1-В, литера А.

По благословению митрополита Пермского и Кунгурского Мефодия и при участии
ряда частных лиц и Музея-заповедника «Пермь-36» подготовлен к публикации и издан
поэтический сборник «Три года на Дальнем Востоке». Произведение было написано
митрофорным протоиереем Владимиром Шамониным во время его заключения в 1930-е годы
в Дальневосточном исправительно-трудовом лагере, и публикуется впервые. Рукопись
произведения была сохранена в семье Кунгурского протоиерея Валентина Другова.
Музеем-заповедником подготовлена передвижная выставка, посвященная судьбе и
творческому наследию протоиерея Владимира Шамонина.

Основная идея выставки – рассказать о невероятной стойкости духа и преданности вере протоиерея Владимира Шамонина в самых суровых жизненных обстоятельствах. На выставке представлены подлинные предметы из коллекции Музея-заповедника «Пермь-36».

Презентация выставки и книги раскрывает результаты исследований, появившиеся в ходе
изучения биографии и творчества Владимира Шамонина.


Пасхальный шахматный турнир

Предваряя окончание учебного года, 21 мая у нас на приходе состоялся Пасхальный шахматный турнир. В нём приняли участие дети от 5 до 10 лет из воскресной и русской классической школы. Большинство из них посещают здесь занятия по шахматам, проводимые любимым тренером Дмитрием Александровичем Александровским.

Соревнования на 11 досках проходили в 5 туров в соответствии с минимальными требованиями шахматных правил, партии сопровождались наличием часов с контролем времени 5 минут + 5 секунд добавления. Следует отметить, что не всегда старшие ребята могли успешно совладать с младшими, поэтому некоторые призовые места достались более юным игрокам. Победу в турнире одержал 10-летний Слава Содрицов, без поражений прошедший всю дистанцию. Второе место досталось его ровеснику Ярославу Алексееву, который после поражения от триумфатора в первом туре одержал победы в остальных 4-х партиях. Бронзу получил ученик второго класса РКШ Кирилл Смирнов с аналогичным результатом в 4/5 очка, также уступивший только победителю турнира. В женском зачёте распределение призовых мест выяснилось в последние минуты состязания, когда ученица 2-го класса Арина Мягкова сломила сопротивление ученицы 1-го класса Софии Русевой. Они получили золото и бронзу соответственно, набрав 3.5/5 и 2.5/5 баллов. Серебро удалось завоевать ученице второго класса РКШ Лере Удовицкой с результатом 3/5 очка. В целом стоит отметить, что из 22-х участников ни один не прошёл турнир со сплошной полосой поражений, каждый смог сыграть хотя бы вничью, что говорит о достойном уровне сопротивления. Все участники получили памятные грамоты и сладкие призы, а призеры сверх того были удостоены медалями и кубками.

Фотогалерея

Фестиваль-конкурс «Душа моя Россия» при храме Свв. Новомучеников и исповедников Российских в Бутове

20 мая при храме Свв. Новомучеников и исповедников Российских в Бутове был проведен V Открытый фестиваль-конкурс "Душа моя Россия!". Проведение конкурса приурочено ко Дню Славянской письменности.

Задачей фестиваля является развитие и укрепление патриотического воспитания детей и молодёжи, формирование духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, создание условий для укрепления связи поколений.

Перед началом фестиваля к его участникам и гостям с приветственным словом обратился настоятель храма в Бутове протоиерей Кирилл Каледа. Затем прозвучали песни и продемонстрированы хореографические номера в исполнении участников конкурса. Всем принявшим участие были вручены дипломы и памятные подарки. Выступления сопровождались мастер-классами по резьбе по дереву, изготовлению ледяных скульптур и вырезанию из картона, а также показом химических экспериментов.

Гости и участники были угощены кашей и чаем из походной кухни.

Организатором фестиваля является художественно-эстетическая студия под руководством Лии Васильевны Матиссэн, действующая при школе № 2070 в Коммунарке (директор О. Н. Афанасьева).

Инициатором проведения фестиваля на Бутовском полигоне выступило ООО «Арт-Лед», под руководством Владимира Андреевича Попова, которое взяло на себя и труды по подготовке площадки для проведения фестиваля, организацию питания и мастер-классов.

 

Фотогалерея

Каким был Император Николай II в детстве?

19 мая исполняется 155 лет со дня рождения императора Николая II. По случаю праздника публицист Андрей Мановцев подготовил лекцию и обширную статью о детстве и юности царя, в которой в том числе размышляет о покаянном смысле художественной повести Ильи Сургучева «Детство Императора Николая II».

 
Достоверных свидетельств (подтверждаемых документами) о детстве Императора Николая II немного. Обыкновенно, говоря о начальном периоде жизни Царя-мученика, прибегают к повести Ильи Сургучева «Детство Императора Николая II», даже не оговаривая, что это – художественное произведение. Но прежде чем обратиться к этому материалу, скажем два слова о Государе в детстве, в связи с вышедшей недавно книгой об Императрице Александре Федоровне, в которой, естественно, идет речь и об Императоре. Книга носит (спорное, мягко говоря) название «Алиса в русском зазеркалье» и достойна отдельного обсуждения, ее авторы – Павел Басинский и Ксения Барбаняга, книга именована ими как «роман-диалог». Цель ее – сообщить читателю представление о значимых исторических фигурах как о живых личностях. Авторы держатся «общих человеческих ценностей», но они далеко не свободны от общественных мнений-клише. Так Басинскому, очевидно, хотелось бы считать Государя «слабым царем», и он в детстве Николая II отыскивает истоки его «слабости»: считает, что личность отца действовала на мальчика Ники «подавляюще». Однако, мне думается, всякий любящий русскую литературу и непредвзятый читатель согласится с тем, что в повести Сургучева Ники предстает как живая самостоятельная личность, живая (прежде всего, сострадательная) душа, живущая собственной насыщенной жизнью, в ней подавленности вовсе не чувствуется. И нужен нарочитый акцент на отдельных сценах с Государем Александром III, чтобы «выловить» оную подавленность. Не обходится и без явных передержек: по Басинскому, к примеру, Ники был пойман будто бы отцом на курении и малодушно факт отрицал, но такого эпизода в повести просто НЕТ, а есть лишь общего характера рассказ Владимира Олленгрена:

«Шалун он был большой и обаятельный, но на расправу — жидок. Я был влюблен в него, что называется, по-институтски: не было ничего, в чем бы я мог отказать ему. И когда Александр ловил нас в преступлениях, я всегда умолял его:

— Ники — не виноват.

— Ты не виноват? — спросил однажды Александр.

— Я не виноват, — ответил Ники, прямо глядя в глаза.

— Ах, ты не виноват? — рассердился Александр. — Так вот это тебе лично, а это — за Володю.

— Почему за Володю? — со слезами спрашивал Ники, почесывая ниже спины.

— Потому что Володя за других не прячется. Володя — мальчик, а ты — девчонка.

— Я не девчонка, — заревел Ники. — Я мальчик.

— Ну, ну, не реви, — ответил отец и, в утешение, дал нам по новенькому четвертаку».

Вот и вся подавленность: «на расправу — жидок».

Нужна специальная настроенность на выискивание скверного (малодушия, подавленности) в повести, изобилующей отсутствием скверны! Это отнюдь не «взыскание правды», которое Николай Бердяев считал присущим русской интеллигенции, но какая-то априорная искаженность, выдающая авторов «с головой», как и ерническое название книги.

В чем же «контекст»?

Будущий царь Николай II с отцом Императором Александром III

Ниже вниманию читателя предлагается видеозапись лекции «Детство Императора Николая II и его исторический контекст». Благодаря фотографиям тех давних лет, слушатель в какой-то мере погружается в жизнь России второй половины ХIХ века, но контекст не в этом погружении. Николай II родился 6 мая (ст.ст.) 1868 года, т.е. в России, уже несколько лет как пореформенной. «Геологический сдвиг» уклада российской жизни был чреват серьезными сдвигами и в сознании наших соотечественников, вот эти-то сдвиги и рассматриваются мной как «исторический контекст». Отход от веры в Живого Бога и расположение, как бы взамен, к вере в «светлое будущее» – вот что, думается, имеют в виду слова о «мерзости растления» второго кондака акафиста Царю-мученику: «Видяще Всеблагая Богомати страну нашу мерзостию растления оскверняему, избратя от рождения яко чистейшего, Руси бо очищение». Ясно, что лишь гениальное художественное слово может в полной мере передать чистоту души героя, так (недостаточно по сей день оцененное) слово Ильи Сургучева передает чистоту души мальчика, который должен стать страстотерпцем, Царем-жертвой, на что и избран. И сама (редчайшая!) уморительность этой повести служит этой передаче: уморительно – значит, непритязательно, а чистота и может быть только непритязательной. Но вот лекция.

Слово «покаяние» не должно отпугивать

Для человека, стороннего Церкви, представление о покаянии заведомо не может быть содержательным. Но для человека православного, живущего церковною жизнью, хорошо известно, что на исповеди ты говоришь о себе просто правду. Однако то же и в общем историческом плане: нам нужна о себе просто правда. Мы еще толком назад и не оглядывались. А «за спиной», при всем нашем разномыслии и всей разобщенности, одно есть общее у нас, и это не «что», а «кто»: убиенный Царь-мученик. И, по слову святителя Иоанна Шанхайского, Россия не возродится, покамест не покается в цареубийстве. «Что же, - задавала вопрос одна женщина в прямом эфире радио «Радонеж» перед прославлением Царской Семьи, – мы должны все выйти на Красную площадь и встать на колени?» - «Да нет, что Вы, - ответил ведущий, - дело-то сердечное». Дело сердечное, и, на мой взгляд, состоящее в следующем: был ты ленив или нет, «ленив и нелюбопытен», удосужился или нет узнать правду о Царской Семье (а не только детей пожалеть), и прежде всего – о Царе. Если дорога тебе его «во всем виноватость» («сам отрекся, сам и виноват, ну достойно держал себя, ну мученик, мне-то что»), и если ты под него лишь подыскиваешься, чтобы только подтверждение найти его виноватости, то какая же в этом правда? – только скверна.

Признаюсь, повесть Ильи Сургучева так «уловляла» меня, так насыщала «того самого уровня» русской прозой, так радовала светом и любовью, что ее покаянный смысл – заслонялся. И вдруг – «дошло»… А дошло ли верно, предлагаю судить читателю по моей статье  «Покаянный смысл повести Ильи Сургучева «Детство Императора Николая II»».  В этой статье обсуждаются также анахронизмы повести и их неслучайность.

Еще признание: тут «без молитвы не разберешься». Я очень долго не мог решиться признать святость Царя Николая II, это было в начале 1990-х годов. Не стану здесь рассказывать подробно, какие были у меня мысленные борения, но это были борения и вправду. Все встало на свои места, все стало для меня совсем по-другому, когда («дошло») я вдруг сообразил, что надо попробовать им помолиться, и помолился – вначале только детям… Православный читатель меня поймет, ибо знает, что значит «действие благодати». Без него не то.

Источник: Молодежный интернет-журнал МГУ 
"ТАТЬЯНИН ДЕНЬ"
https://taday.ru/text/2350932.html