7.png
Бутовский полигон – крупнейшее в Московском регионе место массовых расстрелов и захоронений жертв сталинских репрессий. Сегодня известны имена 20760 человек здесь убиенных. Эти люди были расстреляны в течении очень короткого периода времени, с августа 1937г. по октябрь 1938, а полигон функционировал с 34 по 53 год…
Те, о ком мы знаем – мужчины и женщины в возрасте от 14 до 82 лет, представители 73 национальностей, всех вероисповеданий, всех сословий, но большинство из них, простые рабочие и крестьяне – русские православные люди.
Около 1000 человек, из числа погребенных в Бутово, пострадали как исповедники Православной Веры, более трехсот, сегодня прославлены в лике святых.
Название нашего сайта – martyr (мартир), происходит от греческого μάρτυς, что в буквальном переводе значит – свидетель, на русский чаще переводится как мученик. Сайт посвящен, прежде всего, убиенным на Бутовском полигоне за Православную Веру, но не только. Мы собираем и публикуем материалы о всех пострадавших в Бутово и иных местах в годы репрессий, независимо от их национальности и вероисповедания.

БУТОВСКИЙ КАЛЕНДАРЬ

подробнее

france Spain

Фестиваль-конкурс «Душа моя Россия» при храме Свв. Новомучеников и исповедников Российских в Бутове

20 мая при храме Свв. Новомучеников и исповедников Российских в Бутове был проведен V Открытый фестиваль-конкурс "Душа моя Россия!". Проведение конкурса приурочено ко Дню Славянской письменности.

Задачей фестиваля является развитие и укрепление патриотического воспитания детей и молодёжи, формирование духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, создание условий для укрепления связи поколений.

Перед началом фестиваля к его участникам и гостям с приветственным словом обратился настоятель храма в Бутове протоиерей Кирилл Каледа. Затем прозвучали песни и продемонстрированы хореографические номера в исполнении участников конкурса. Всем принявшим участие были вручены дипломы и памятные подарки. Выступления сопровождались мастер-классами по резьбе по дереву, изготовлению ледяных скульптур и вырезанию из картона, а также показом химических экспериментов.

Гости и участники были угощены кашей и чаем из походной кухни.

Организатором фестиваля является художественно-эстетическая студия под руководством Лии Васильевны Матиссэн, действующая при школе № 2070 в Коммунарке (директор О. Н. Афанасьева).

Инициатором проведения фестиваля на Бутовском полигоне выступило ООО «Арт-Лед», под руководством Владимира Андреевича Попова, которое взяло на себя и труды по подготовке площадки для проведения фестиваля, организацию питания и мастер-классов.

 

Фотогалерея

Каким был Император Николай II в детстве?

19 мая исполняется 155 лет со дня рождения императора Николая II. По случаю праздника публицист Андрей Мановцев подготовил лекцию и обширную статью о детстве и юности царя, в которой в том числе размышляет о покаянном смысле художественной повести Ильи Сургучева «Детство Императора Николая II».

 
Достоверных свидетельств (подтверждаемых документами) о детстве Императора Николая II немного. Обыкновенно, говоря о начальном периоде жизни Царя-мученика, прибегают к повести Ильи Сургучева «Детство Императора Николая II», даже не оговаривая, что это – художественное произведение. Но прежде чем обратиться к этому материалу, скажем два слова о Государе в детстве, в связи с вышедшей недавно книгой об Императрице Александре Федоровне, в которой, естественно, идет речь и об Императоре. Книга носит (спорное, мягко говоря) название «Алиса в русском зазеркалье» и достойна отдельного обсуждения, ее авторы – Павел Басинский и Ксения Барбаняга, книга именована ими как «роман-диалог». Цель ее – сообщить читателю представление о значимых исторических фигурах как о живых личностях. Авторы держатся «общих человеческих ценностей», но они далеко не свободны от общественных мнений-клише. Так Басинскому, очевидно, хотелось бы считать Государя «слабым царем», и он в детстве Николая II отыскивает истоки его «слабости»: считает, что личность отца действовала на мальчика Ники «подавляюще». Однако, мне думается, всякий любящий русскую литературу и непредвзятый читатель согласится с тем, что в повести Сургучева Ники предстает как живая самостоятельная личность, живая (прежде всего, сострадательная) душа, живущая собственной насыщенной жизнью, в ней подавленности вовсе не чувствуется. И нужен нарочитый акцент на отдельных сценах с Государем Александром III, чтобы «выловить» оную подавленность. Не обходится и без явных передержек: по Басинскому, к примеру, Ники был пойман будто бы отцом на курении и малодушно факт отрицал, но такого эпизода в повести просто НЕТ, а есть лишь общего характера рассказ Владимира Олленгрена:

«Шалун он был большой и обаятельный, но на расправу — жидок. Я был влюблен в него, что называется, по-институтски: не было ничего, в чем бы я мог отказать ему. И когда Александр ловил нас в преступлениях, я всегда умолял его:

— Ники — не виноват.

— Ты не виноват? — спросил однажды Александр.

— Я не виноват, — ответил Ники, прямо глядя в глаза.

— Ах, ты не виноват? — рассердился Александр. — Так вот это тебе лично, а это — за Володю.

— Почему за Володю? — со слезами спрашивал Ники, почесывая ниже спины.

— Потому что Володя за других не прячется. Володя — мальчик, а ты — девчонка.

— Я не девчонка, — заревел Ники. — Я мальчик.

— Ну, ну, не реви, — ответил отец и, в утешение, дал нам по новенькому четвертаку».

Вот и вся подавленность: «на расправу — жидок».

Нужна специальная настроенность на выискивание скверного (малодушия, подавленности) в повести, изобилующей отсутствием скверны! Это отнюдь не «взыскание правды», которое Николай Бердяев считал присущим русской интеллигенции, но какая-то априорная искаженность, выдающая авторов «с головой», как и ерническое название книги.

В чем же «контекст»?

Будущий царь Николай II с отцом Императором Александром III

Ниже вниманию читателя предлагается видеозапись лекции «Детство Императора Николая II и его исторический контекст». Благодаря фотографиям тех давних лет, слушатель в какой-то мере погружается в жизнь России второй половины ХIХ века, но контекст не в этом погружении. Николай II родился 6 мая (ст.ст.) 1868 года, т.е. в России, уже несколько лет как пореформенной. «Геологический сдвиг» уклада российской жизни был чреват серьезными сдвигами и в сознании наших соотечественников, вот эти-то сдвиги и рассматриваются мной как «исторический контекст». Отход от веры в Живого Бога и расположение, как бы взамен, к вере в «светлое будущее» – вот что, думается, имеют в виду слова о «мерзости растления» второго кондака акафиста Царю-мученику: «Видяще Всеблагая Богомати страну нашу мерзостию растления оскверняему, избратя от рождения яко чистейшего, Руси бо очищение». Ясно, что лишь гениальное художественное слово может в полной мере передать чистоту души героя, так (недостаточно по сей день оцененное) слово Ильи Сургучева передает чистоту души мальчика, который должен стать страстотерпцем, Царем-жертвой, на что и избран. И сама (редчайшая!) уморительность этой повести служит этой передаче: уморительно – значит, непритязательно, а чистота и может быть только непритязательной. Но вот лекция.

Слово «покаяние» не должно отпугивать

Для человека, стороннего Церкви, представление о покаянии заведомо не может быть содержательным. Но для человека православного, живущего церковною жизнью, хорошо известно, что на исповеди ты говоришь о себе просто правду. Однако то же и в общем историческом плане: нам нужна о себе просто правда. Мы еще толком назад и не оглядывались. А «за спиной», при всем нашем разномыслии и всей разобщенности, одно есть общее у нас, и это не «что», а «кто»: убиенный Царь-мученик. И, по слову святителя Иоанна Шанхайского, Россия не возродится, покамест не покается в цареубийстве. «Что же, - задавала вопрос одна женщина в прямом эфире радио «Радонеж» перед прославлением Царской Семьи, – мы должны все выйти на Красную площадь и встать на колени?» - «Да нет, что Вы, - ответил ведущий, - дело-то сердечное». Дело сердечное, и, на мой взгляд, состоящее в следующем: был ты ленив или нет, «ленив и нелюбопытен», удосужился или нет узнать правду о Царской Семье (а не только детей пожалеть), и прежде всего – о Царе. Если дорога тебе его «во всем виноватость» («сам отрекся, сам и виноват, ну достойно держал себя, ну мученик, мне-то что»), и если ты под него лишь подыскиваешься, чтобы только подтверждение найти его виноватости, то какая же в этом правда? – только скверна.

Признаюсь, повесть Ильи Сургучева так «уловляла» меня, так насыщала «того самого уровня» русской прозой, так радовала светом и любовью, что ее покаянный смысл – заслонялся. И вдруг – «дошло»… А дошло ли верно, предлагаю судить читателю по моей статье  «Покаянный смысл повести Ильи Сургучева «Детство Императора Николая II»».  В этой статье обсуждаются также анахронизмы повести и их неслучайность.

Еще признание: тут «без молитвы не разберешься». Я очень долго не мог решиться признать святость Царя Николая II, это было в начале 1990-х годов. Не стану здесь рассказывать подробно, какие были у меня мысленные борения, но это были борения и вправду. Все встало на свои места, все стало для меня совсем по-другому, когда («дошло») я вдруг сообразил, что надо попробовать им помолиться, и помолился – вначале только детям… Православный читатель меня поймет, ибо знает, что значит «действие благодати». Без него не то.

Источник: Молодежный интернет-журнал МГУ 
"ТАТЬЯНИН ДЕНЬ"
https://taday.ru/text/2350932.html

16 годовщина освящения храма Воскресения Христова и Новомучеников и исповедников Российских в Бутове

 


19 мая 2007 г. в день памяти праведного Иова Многострадального и день рождения Святого Царя-страстотерпца Николая Александровича Его Святейшеством, Патриархом Московским и всея Руси Алексием II, и Высокопреосвященным Лавром, Митрополитом Восточно-Американским и Нью-Йорским, Главой Русской Зарубежной Церкви был освящен храм Воскресения Христова и Святых новомучеников и исповедников Российских в Бутове.
Освящение было совершено через два дня после восстановления канонического общения между двумя Церквами.

В память об этом событии помещаем галерею фотографий Владимира Ходакова.


Фотогалерея

Традиционное посещение Бутовского полигона родственниками жертв политических репрессий при поддержке Мэрии Москвы


17 мая на Бутовский полигон Мэрия Москвы привезла по традиции родственников жертв политических репрессий.
В этом году людей собралось особенно много.
Такие поездки проводятся с 1995 г.
От лица Правительства Москвы участников поездки приветствовал заместитель руководителя Комитета общественных связей А. В. Белов и секретарь Комиссии по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий г. Москвы  М. Н. Суслова.
С приветственным словом к ним обратился и директор Мемориального центра "Бутово" Игорь Владимирович Гарькавый.





Настоятель храма Новомучеников и исповедников Российских в Бутове протоиерей Кирилл Каледа: Забвение может привести к потере национальной идентичности

Настоятель храма Новомучеников и исповедников Церкви Русской на Бутовском полигоне протоиерей Кирилл Каледа дал интервью журналу «Фома».

— Отец Кирилл, почему о Бутове наши современники знают так мало?

— Люди боялись говорить о репрессиях. Таких семей, где детям рассказывали, что их дедушка или бабушка пострадали в годы лихолетья, было очень мало — все скрывалось. И была ложь со стороны государства. Сейчас каких-либо препятствий к восстановлению памяти новомучеников, к их почитанию нет, но большого интереса к этому тоже не наблюдается. Мы отмахиваемся: мол, зачем «ворошить старое», потому как страшно. Нам бы жить наслаждаясь, коттедж строить, на пляж ездить. Но здесь важно следующее: мы не понимаем значения этого вопроса. Говорить о подвиге новомучеников в прошедшем времени неправильно, но «ворошить» такое прошлое просто необходимо, так как это наши корни.

К нам часто приезжают люди и говорят, что им известно, что их дед или прадед пострадали во время репрессий, но где — они не знают. Однажды приехали молодые люди и сказали, что их двоюродный дедушка был монахом, в 1937 году его арестовали, и он пропал и где-то расстрелян. Мы начали искать. Оказалось, что их дедушка — это архиепископ Владимирский Николай (Добронравов), известный богослов, член Поместного Собора 1917 года, преподаватель Московской духовной академии. А в семье сохранилось только воспоминание о том, что он был монахом. И узнавая, восстанавливая жизненный путь своего деда, люди эти пришли к вере, семья воцерковилась. Я освящал их квартиру в городе, они приезжают на полигон в день памяти владыки. И это вовсе не единичный случай.

— Как получилось, что Вы, ученый и исследователь, оставили науку и стали настоятелем храма в Бутове?

— На Бутовском полигоне пострадал за веру мой дедушка священник Владимир Амбарцумов.

Я рос в верующей семье, и мы всегда молились о том, чтобы узнать обстоятельства смерти дедушки Володи. Нам же лгали о том, почему и когда умер дедушка. После ареста в 1937 году маме и ее брату было объявлено, что их отец осужден на десять лет лагерей без права переписки. В 1950-х было сообщено, что дедушка якобы умер в лагере от болезни почек во время войны. С течением времени надежда что-либо узнать была почти потеряна, но, несмотря на это, мама каждый год 2 ноября, в день памяти великомученика Артемия, молилась этому святому и просила послать хоть какие-то сведения о смерти ее отца, моего деда. И вот в 1989 году, когда началась перестройка, мы всей семьей решили обратиться в КГБ с просьбой уточнить обстоятельства смерти деда. Написали обращение. Помню, было 2 ноября, мама вновь молилась святому Артемию, а на следующее утро, 3 ноября, меня пригласили на Лубянку, где сообщили, что в этот самый день 52 года назад, в 1937 году, Владимир Амбарцумович Амбарцумов был приговорен к расстрелу, а двумя днями позже приговор был приведен в исполнение.  На вопрос, где это произошло, мне ответили, что в Москве, но где именно — неизвестно. И где искать могилу, мы не знали.

Прошло пять лет. Зимой 1994 года было открыто Бутово, и в Фомино воскресенье, 8 мая, на полигоне установили и освятили крест. Я был на этом богослужении и встретился с дочерью В.А. Комаровского, который пострадал по одному делу с моим дедушкой. От нее я узнал, что ее отец расстрелян здесь, а значит и мой дедушка тоже лежит в земле этого полигона.

В Бутово потянулись дети, родственники пострадавших. Было очевидно, что необходимо строить храм для молитвенного поминовения убиенных. Эта потребность прямо витала в воздухе. И Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий еще до установки креста благословил строительство храма на этом месте, эту идею поддержали и властные структуры. Тогда по благословению Святейшего из родственников пострадавших образовалась церковная община и меня избрали старостой, председателем приходского совета. Однако община нуждалась в священнике, который был бы постоянно закреплен за ней, окормлял ее, совершал богослужения. Священноначалие предложило мне принять священный сан и возглавить общину в качестве священнослужителя. В 1998 году меня рукоположили в пресвитера, я был назначен настоятелем храма.

— С какими трудностями Вы столкнулись в это самое первое время?

— Сначала нам приходилось по-настоящему трудно, храм строили на пожертвования, никаких богатых спонсоров и покровителей не было. Мы пришли на пустырь, заросший бурьяном и заваленный строительным мусором. В 1995 году при подготовке первого крестного хода по территории полигона в праздник Всех святых, в земле Российской просиявших, дорожку для обхода мы в прямом смысле прорубали топорами.

Когда храм построили и начались регулярные богослужения, народ почти не приходил. Было тяжело. Мне тогда многие коллеги, друзья задавали вопрос: зачем тебе это надо?! Некоторые недоумевали: как можно оставить в общем-то благополучно накатанный мирской путь с понятными условиями существования и начать в зрелом возрасте новую, принципиально иную деятельность?! Но я чувствовал, что должен быть здесь и что то, что мы делаем — необходимо! Думаю, что без Божиего благословления у нас бы ничего не получилось.

— Со стороны властей не было никаких препятствий, бюрократических препон?

— Не было. И я думаю, это тоже проявление Божией воли — чтобы о подвиге новомучеников знали и помнили. Даже вопрос землеотвода, который сегодня является камнем преткновения для всех и вся, решился без боя. Совершенно неожиданно в ответ на просьбу о предоставлении земельного участка под строительство храма было предложено забрать всю территорию захоронения, это почти шесть гектаров! Земля в то время принадлежала ФСК, как тогда называлось бывшее КГБ и современное ФСБ. Святейший Патриарх Алексий обратился к руководителю этой службы с просьбой о предоставлении земельного участка под строительство храма. Это обращение было передано администрации Московской области. В то же время КГБ со своей стороны дважды обращалось к властям, чтобы произвести процедуру отчуждения этой земли и передать ее какой-либо другой организации. На тот момент у КГБ просто не было денег охранять эту территорию, а администрация не знала, что с этой землей делать: ее ж под дачные участки не отдашь… Получив запрос Святейшего, власти обрадовались, что наконец-то нашелся «хозяин».

— Как Вам кажется, почему это так важно — помнить?

— Забвение может привести к потере национальной идентичности. И ошибочно думать, что это беда только нашего времени, результат глобализации. Нет! Это явление было известно еще в ветхозаветные времена. Достаточно вспомнить, что царь Навохудоносор переселял евреев из Палестины… Оторванные от корней люди теряют почву под ногами, становятся неустойчивыми, и поэтому ими легко управлять, манипулировать, лепить из них нечто новое. Это пытались сделать большевики, переселяя народы внутри Советского Союза, и в общем-то они преуспели. Революция, Гражданская война, затем коллективизация: люди бросали все и бежали с насиженных мест, из деревень в города. Затем эту ситуацию усугубила Великая Отечественная война. Например, в Смоленской области практически нет людей, родившихся там в довоенное время, то есть там не осталось носителей истории.

Сегодня мы теряем свою идентичность во всем: начиная от голых пупков наших девушек, заканчивая ток-шоу на ТВ, ничего общего не имеющими с русской национальной культурой. Я не говорю, что нам нужно взять и вернуться в XIX век, понятно, что культура должна развиваться, но мы обязаны понимать, где наши корни.

Важно видеть, что сегодня общество очень разрозненно. Мы живем сиюминутными, частными интересами. И общая трагедия — репрессии 1930-х, в том числе Бутово, — может объединить, сплотить нас. Эта мысль подтверждается опытом жизни на полигоне. Дело в том, что люди, которые лежат в этих рвах, были мировоззренчески очень разными. Здесь пострадали православные, верующие люди, некоторые из них канонизированы в лике святых, но были и люди, далекие от каких-либо религиозных исканий. В первом случае люди сознавали, что происходит, на что они идут. Вторые, напротив, вообще ничего не понимали и нередко даже теряли человеческий образ.

Те же самые большевики, военные, были на стороне режима, но вдруг все оборачивалось против них, и их мордовали, мучили. Были репрессированы и большевики-атеисты, расстреливали и мусульман, иудеев и других. Одним словом, это место, где покоятся представители разных религий и неверующие люди. И сейчас на эти могилы приходят их родственники — также совершенно разные люди. Собираясь здесь для того, чтобы почтить память убиенных, мы понимаем: мы все братья. Именно здесь мы чувствуем подлинное единство — кровь наших дедов и прадедов удивительным образом нас объединяет. И найти общий язык с религиозным иудеем или представителем другой религии и национальности, который пришел сюда почтить память отца или матери, оказывается очень просто. У нас общая история, общая трагедия.

— Что может и должно сделать общество, в частности, церковная общественность, власти, СМИ, чтобы все встало на свои места?

— Несомненно, в Бутове необходимо создать музей памяти, мы об этом говорим и пытаемся этот вопрос решать. Ведь нужно, чтобы мы знали и помнили об этой странице нашей истории, но в то же время нельзя допустить превращения подобных мест в туристические объекты, куда станут заезжать туристы и где будут палатки с сувенирами.

Как-то на полигоне работала группа волонтеров из общества «Мемориал», часть из них — члены немецкой организации «Акция искупления». И одна девушка из Германии сказала, что здесь обстановка иная, чем в Освенциме. Концлагерь Освенцим превратился в один из туристических объектов — а это страшно, так не должно быть! Подобные места должны оставаться местами памяти, светлой памяти, где можно подумать и помолиться.

— Полезно ли задавать себе вопрос: а выдержал бы я такое испытание?

— Если мы порой не в силах пройти достойно мимо киоска с мороженым в постный день, то о каких подвигах может быть речь?! Для многих, кто пострадал в те годы, это оказалось непросто. Это было действительно страшным мучением. И не только и не столько физическим, сколько моральным. Как я уже сказал, на Бутовском полигоне расстреляны самые разные люди: и простые рабочие, крестьяне, и интеллигенция, священники. Многие убитые здесь даже не понимали — за что? почему? Ощущение абсурда и бессмыслицы — мучительно. Тем, кто понимал, в чем дело, — священникам, интеллигенции — было тоже тяжело. Каково осознавать, что на воле остались твои близкие — семья, духовные чада?! Как им теперь жить? Останутся ли они верными Богу? А что если их начнут травить, преследовать?

Многие боялись смерти. Это не было бравадой: пойдем умрем за веру. Люди реально испытывали страх и ужас. Сохранилось жизнеописание одного высокопоставленного духовного лица. Этот человек еще в юности принял постриг, то есть всю жизнь сознательно готовился к смерти, старательно исполнял монашеские обеты, строгий пост, воздержание, молитву. Когда он был поставлен перед фактом расстрела, ему вынесли смертный приговор, он оставил дневниковую запись, признался, что был не готов к смерти, что он ее боялся. Значит вся жизнь прожита зря, нет плодов? Это было страшное разочарование... Нам нужно научиться делать простые вещи, а потом уже думать о подвигах.

«Фома»/Патриархия.ru