5.png
Бутовский полигон – крупнейшее в Московском регионе место массовых расстрелов и захоронений жертв сталинских репрессий. Сегодня известны имена 20760 человек здесь убиенных. Эти люди были расстреляны в течении очень короткого периода времени, с августа 1937г. по октябрь 1938, а полигон функционировал с 34 по 53 год…
Те, о ком мы знаем – мужчины и женщины в возрасте от 14 до 82 лет, представители 73 национальностей, всех вероисповеданий, всех сословий, но большинство из них, простые рабочие и крестьяне – русские православные люди.
Около 1000 человек, из числа погребенных в Бутово, пострадали как исповедники Православной Веры, более трехсот, сегодня прославлены в лике святых.
Название нашего сайта – martyr (мартир), происходит от греческого μάρτυς, что в буквальном переводе значит – свидетель, на русский чаще переводится как мученик. Сайт посвящен, прежде всего, убиенным на Бутовском полигоне за Православную Веру, но не только. Мы собираем и публикуем материалы о всех пострадавших в Бутово и иных местах в годы репрессий, независимо от их национальности и вероисповедания.

БУТОВСКИЙ КАЛЕНДАРЬ

подробнее

france Spain

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

От всего сердца, преисполненного радостью о Воскресшем Христе, поздравляю всех с Великим и радостным Праздником Пасхи!

Восставший из гроба Спаситель да исполнит Вас радостью и да сподобит чистым сердцем в добром здравии славить Его тридневное Воскресение. Да подаст Вам Восставший из гроба Господь непреходящий мир души, крепость духовных и телесных сил и Свою всесильную помощь во все дни Вашей жизни.

С любовью о Господе

Протоиерей Кирилл Каледа

Пасха Христова 
2018 г.

22 марта память священномученика Сергия Лебедева

Свя­щен­но­му­че­ник Сер­гий ро­дил­ся 3 июля 1875 го­да в Москве в се­мье диа­ко­на Пав­ла Ле­бе­де­ва, слу­жив­ше­го в Ека­те­ри­нин­ском хра­ме на Боль­шой Ор­дын­ке. Се­мья с се­ми­де­ся­тых го­дов ХIХ ве­ка жи­ла в За­моск­во­ре­чье и под­дер­жи­ва­ла тес­ные от­но­ше­ния с диа­ко­ном Фе­о­до­ром Со­ло­вье­вым — бу­ду­щим за­твор­ни­ком Смо­лен­ской Зо­си­мо­вой пу­сты­ни иерос­хи­мо­на­хом Алек­си­ем, ко­то­рый слу­жил то­гда в церк­ви свя­ти­те­ля Ни­ко­лая в Тол­ма­чах.

В 1895 го­ду Сер­гей Пав­ло­вич окон­чил Мос­ков­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию и с 1896 го­да пре­по­да­вал За­кон Бо­жий в Ма­ро­нов­ской цер­ков­но­при­ход­ской шко­ле, а с 1897-го — в Пе­ре­р­вин­ском ду­хов­ном учи­ли­ще в Москве. В 1898 го­ду он был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка ко хра­му Смо­лен­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри Но­во­де­ви­чье­го мо­на­сты­ря. С это­го вре­ме­ни отец Сер­гий стал пре­по­да­вать За­кон Бо­жий в од­но­класс­ной цер­ков­ной шко­ле при мо­на­сты­ре. С 1900 го­да он стал за­ко­но­учи­те­лем в вос­крес­ной шко­ле Ха­мов­ни­че­ско­го по­пе­чи­тель­но­го учи­ли­ща, с 1902 го­да — по­мощ­ни­ком за­ве­ду­ю­ще­го цер­ков­но­при­ход­ской мо­на­стыр­ской шко­лой, с 1910 го­да — за­ко­но­учи­те­лем в дет­ском при­юте.

В 1901 го­ду ско­ро­по­стиж­но скон­ча­лась су­пру­га от­ца Сер­гия Со­фия, с ко­то­рой они про­жи­ли око­ло че­ты­рех лет, и он остал­ся с трех­лет­ним сы­ном Бо­ри­сом. С это­го вре­ме­ни в дом близ Но­во­де­ви­чье­го мо­на­сты­ря, где жил отец Сер­гий, пе­ре­бра­лись его сест­ры Ека­те­ри­на и Прас­ко­вья, а чуть позд­нее — его мать, Ма­рия Пав­лов­на, ко­то­рая, по­хо­ро­нив му­жа, взя­ла на се­бя за­бо­ты по вос­пи­та­нию вну­ка.
По­сле смер­ти же­ны отец Сер­гий от­пра­вил­ся в Зо­си­мо­ву пу­стынь к сво­е­му ду­хов­но­му от­цу иеро­мо­на­ху Алек­сию, чтобы по­со­ве­то­вать­ся, как жить даль­ше, остать­ся ли ду­хов­ни­ком в жен­ской оби­те­ли (в то вре­мя в жен­ских оби­те­лях, как пра­ви­ло, слу­жи­ли же­на­тые свя­щен­ни­ки) или пе­рей­ти в дру­гое ме­сто. Отец Алек­сий ска­зал ему: «Оста­вай­ся в мо­на­сты­ре, луч­ше быть сре­ди го­лу­биц, чем сре­ди вол­ков».

Иеро­мо­нах Алек­сий ока­зал от­цу Сер­гию боль­шую по­мощь в пре­одо­ле­нии тех тя­же­лых пе­ре­жи­ва­ний, ко­то­рые охва­ти­ли его по­сле смер­ти же­ны. Отец Сер­гий так вспо­ми­нал об этом. Од­на­жды, ко­гда иеро­мо­нах Алек­сий на­хо­дил­ся в Тро­и­це-Сер­ги­е­вой Лав­ре, ту­да при­е­хал и он. По­сле дол­гой бе­се­ды ста­рец оста­вил от­ца Сер­гия на ночь по­мо­лить­ся вме­сте с ним в Тро­иц­ком со­бо­ре Лав­ры. По­сле мо­лит­вы, уже пе­ред рас­све­том, пе­ред на­ча­лом по­лу­нощ­ни­цы, отец Алек­сий при­от­крыл ра­ку и дал свя­щен­ни­ку при­ло­жить­ся к мо­щам пре­по­доб­но­го Сер­гия. При­ло­жив­шись к мо­щам, тот ото­шел со сле­за­ми на гла­зах и дол­го сто­ял со­сре­до­то­чен­ный.

Подробнее...

КРУПИЦЫ ВОСПОМИНАНИЙ О ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕМ МИТРОПОЛИТЕ ЛАВРЕ. К 10-летию его блаженной кончины.

Первая встреча

Впервые я встретился с будущим Митрополитом Лавром, когда мне было 15 лет, – в 1971 году в Монреале. Там проходил Архиерейский Собор Русской Зарубежной Церкви. Мы с братом прислуживали на соборной службе и первый раз в жизни видели такое большое количество архиереев. Брат рассказал бабушке о своих впечатлениях, и она решила пригласить группу архиереев домой на ужин. В один из вечеров после очередной рабочей сессии к ней пришло шесть или семь архиереев. Помню, самым разговорчивым и громким был архиепископ Чикагский Серафим (Иванов), самым смешным – архиепископ Женевский Антоний (Бартошевич), а самым тихим – епископ Манхэттенский Лавр, младший по возрасту и хиротонии архиерей Русской Зарубежной Церкви. За ужином он не сказал ни слова и произвел на меня впечатление скромнейшего монаха. Однако после ужина мы с братом и молодым тогда келейником владыки Лавра Павлом Лукьяновым (ныне архиепископом Чикагским Петром) беседовали на втором этаже дома – и вдруг приходит владыка Лавр, начинает задавать вопросы и с нами просто и открыто разговаривать. Меня, юного прислужника, это настоящее и сердечное внимание архиерея к молодежи впечатлило.

Подробнее...