7.png
Бутовский полигон – крупнейшее в Московском регионе место массовых расстрелов и захоронений жертв сталинских репрессий. Сегодня известны имена 20760 человек здесь убиенных. Эти люди были расстреляны в течении очень короткого периода времени, с августа 1937г. по октябрь 1938, а полигон функционировал с 34 по 53 год…
Те, о ком мы знаем – мужчины и женщины в возрасте от 14 до 82 лет, представители 73 национальностей, всех вероисповеданий, всех сословий, но большинство из них, простые рабочие и крестьяне – русские православные люди.
Около 1000 человек, из числа погребенных в Бутово, пострадали как исповедники Православной Веры, более трехсот, сегодня прославлены в лике святых.
Название нашего сайта – martyr (мартир), происходит от греческого μάρτυς, что в буквальном переводе значит – свидетель, на русский чаще переводится как мученик. Сайт посвящен, прежде всего, убиенным на Бутовском полигоне за Православную Веру, но не только. Мы собираем и публикуем материалы о всех пострадавших в Бутово и иных местах в годы репрессий, независимо от их национальности и вероисповедания.
france Spain

«ФОРТ-РОСС» в Приэльбрусье

1-на леднике ЭльбрусаУспешно завершилась горно-туристическая экспедиция в Северное Приэльбрусье приходского клуба «ФОРТ-РОСС» храма свв. Новомучеников и Исповедников Церкви Русской в Бутове.

Идея похода в горы, знакомство с природными и историческими достопримечательностями Кавказа возникла около года назад. Священник нашего храма о.Артемий Цех , который хорошо знает Приэльбрусье, предложил организовать молодежную тургруппу для походов в удивительных местах Кабардино-Балкарии.

К лету такая группа сформировалась, были приобретены авиабилеты Москва - Минеральные Воды – Москва, решены вопросы с обеспечением продовольствием и экипировкой.
В конце июля 2016 года 13 участников горного похода вылетели к Кавказским Минеральным Водам.

Жарким днем и солнечной погодой встретил нас Кисловодск, но наша дорога шла дальше к «поляне Эммануэля», к нашему базовому лагерю на ближайшие 10 дней.
Уже к облачности и прохладе 2х с половиной тысяч метров над уровнем моря доставили нас УАЗики. Воздух здесь свеж, но разрежен. Переход мостка через речку Кызыл-Кол и подъем на крутой берег к интернациональному альплагерю дался нам нелегко. Было ощущуение, что мы пробежали не менее 5 км. Это дает себя знать высота. Конечно, говорить о тяжелой «горной болезни» неправильно, но «горное недомогание» испытали все наши соратники по экспедиции.

Мы установили палатки, разместили наши пожитки и пообедали. Здесь принято готовить на газу. Дров для костра, как в обычном походе в средней полосе России не найти. Леса и деревья остались ниже. Но наше приготовление пищи больше похоже на привычное городское. Повернул кран, и под котелком запылало голубое пламя. Другое дело, что вода кипит при температуре меньше 100 градусов Цельсия, и развариваются до готовности обычные картошка и макароны несколько дольше.

Еще одна забавная штука – вода, которую мы пьем и на которой готовим - это «нарзан» из источника на берегу упомянутой горной реки. В горах он необычайно вкусен как в сыром, так и в вареном виде – супа, чая и киселя.

Начался дождь, мы прячемся по палаткам. Погода меняется быстро и существенно.
Экипировка оказалась важным делом, поскольку, как поется в песне Высоцкого «Здесь вам не равнина, здесь климат иной…». И это отличие нашего равнинного летнего климата от погоды в горах было отмечено всеми участниками экспедиции. Жаркие дни с пекущим солнцем сменялись холодными ночами. Ежедневно во второй половине дня случались ливневые дожди, и иногда с градом, так что теплые и непромокаемые вещи были крайне необходимы всем походникам.

Сон в палатках для большинства из нас также непривычен. Но деваться некуда – надо привыкать к новому ритму горно-экспедиционной жизни.

Первая ночь в теплом белье и пуховых спальниках позади. Выглянуло солнце. На часах 5.00, ранее утро (а все встали рано, поскольку несколько замерзли и еще не привыкли к жесткости грунта после мягких домашних постелей) подарило новые удивительные виды. Над горами мы увидели двугорбую вершину Эльбруса. Этот вид огромной сдвоенной горы в голубом чистейшем небе будет сопровождать нас в течение нашего пребывания в Приэльбрусье.

Дальше началась активная акклиматизация. Первые выходы были поблизости от лагеря с палками в трекинговых ботинках (так положено по безопасности). Мы осматривались, улучшали наши бытовые условия – установили умывальник, провели воду по трубе – да-да, недалеко от лагеря перегорожен ручей и это маленькое «водохранилище» обеспечило нас водой для мытья посуды и иных нужд, также как и несколько других местных «потребителей». Но скажу честно, для умывания и чистки зубов все-таки лучше нарзан, который хотя расположен за речкой, но такой бодрящий.

Наш поход православный, поэтому утреннее и вечернее правило ежедневно и обязательно.
Мы поставили большую общую палатку. В ней мы питаемся и молимся. А также сложили на хранение продукты и посуду.

Мы выходим в первый раз в серьезный радиальный поход. Поем «Царю Небесный…». Наша цель ледник, с которого начинается наша речка. Карабкаемся в горку, тяжело дышать и через каждые 10-15 шагов надо останавливаться, сердце выскакивает из груди. Отдышались, и дальше. Наш поход, который на равнине занял бы не более 1,5 часов, растянулся на часа на 4 (и это только в одну сторону). Для нас новичков в горах привалы нужны чаще, чем опытным альпинистам. Мы останавливаемся и отдыхаем по 15-20 минут. Поднимающиеся вверх луга с мирно пасущимися овцами, свистящими сусликами и парящими орлами, сменяются каменистыми хребтами, мы аккуратно идем по гребню, слева внизу озерцо, река и питающий ее ледник, справа осыпь. Медленно, обходя скалистые выступы и перешагивая через камни, мы поднимаемся до горного плато. Здесь большой привал, на переносной газовой горелке растапливаем зернистый лед из сохранившегося до этих последних дней июля большого снежного пятна. Еще один крутой подъем, и мы неспешно шагаем по каменистой пустыне горного плато. Мелкодробленый камень шуршит под ногами, редкие кустики камнеломки, лишайники и больше ничего. Думается, что так могла бы выглядеть поверхность Марса… На самом краю остановка – умный телефон с системой GPS показывает высоту – 3600 метров. Перед нами открывается западная сторона Эльбруса. Он совсем рядом за ледником, блестит на солнце снежная вершина. Подул ветер и облако накрыло плато. Стало сыро, и видимость резко снизилась. Эльбрус скрылся за белесым туманом. Ну вот, повидали знаменитую гору вблизи и пора назад в наш альплагерь.

Обратная дорога тоже непростая, но идти вниз полегче, не надо преодолевать каждый новый метр высоты.

Этот первый поход дал нам осознание, что мы тоже можем путешествовать в горах, что у нас есть силы, и появляются некоторые навыки: мы начинаем понимать, как ставить ногу на «живые» камни, как опираться на трекинговые палки – они же «альпенштоки», сохранять внимание.

В последующие дни мы сделали еще несколько выходов из нашего лагеря: ходили к поляне с «каменными грибами» – эти причудливые грибообразные фигуры - продукт выветривания горных пород, сделали рейд к заброшенной нарзанной скважине вдоль реки. Так постепенно, выход за выходом мы упражняемся, у нас появляется необходимый для горных восхождений опыт.

Никогда не думали, что самое вредное для альпиниста в Приэльбрусье горное животное - это корова. Они здесь повсюду. Нет, не дикие, а вполне домашние коровы, которые дают молоко для местных жителей. Но для нас это бич Божий какой-то. Днем все более-менее спокойно, животные щиплют травку и тихо ходят за забором лагеря, но ночью рогатые бандиты выходят на «большую дорогу», благополучно обойдя все загородки в овражистых местах, и стремясь добраться до калорийной пищи.

Одна из ночей закончилась разорением общей палатки: съеден недельный запас хлеба, крупы, сухофруктов и испорчен сахарный песок и соль, потоптан шоколад и измазаны внутренности самой палатки. Корову выгоняют из палатки проснувшиеся в предрассветное время ребята. Палатку с первыми лучами солнца чистим, моем и переносим на новое место. Свежие «следы пребывания» КРС в месте, где предполагается прием пищи не способствует аппетиту.
Следующая ночь, также напоминала корриду. Годовалый бычок изгонялся из наших пределов ударами лопаты 3 раза. Но упорная скотина чувствовала приятность потребления питательных сухофруктов вместо жесткой горной травы, и через час-полтора после изгнания возвращалась назад. В итоге одному из нас пришлось полночи до рассвета дежурить, чтобы предотвратить существенную убыль нашего рациона.

Тем не менее, невольный ночной сторож не был в обиде. Такое черно-прозрачное, полное звезд ночное небо на равнине не увидишь. Вот созвездие Кассиопеи, а это, похоже – Лебедь… И насквозь от края до края течет мерцающим светом Млечный путь. Периодически «падающие звезды» - метеоры прорезали темный свод и давали возможность подумать о заветных желаниях…

А потом из-за горы выполз лунный серп.
На подсвеченных белых шапках Эльбруса изредка мерцали яркие как звездочки огоньки – это шли на вершину горы ночные альпинисты. И свет их налобных фонарей был виден нашему «коровьему» охраннику.

1 августа к нам присоединилась группа из клуба «Восхождение» храма Николая Чудотворца в Толмачах во главе с о. Алексием Лымаревым.

То, что у нас уже позади, для них в новинку. Наши ребята помогали новеньким осваиваться в лагере и в горах. Нам стало веселее.

2 августа на Ильин день, в походном храме была отслужена Утреня и Божественная Литургия. Все наши участники экспедиции причастились.

Мы объявляли о предстоящем богослужении в нашем большом альпийском лагере. За службой к нам присоединились несколько человек из него, а также группа отдыхающих пришла из горного курорта в долине Джилы-Су (это в паре часов ходьбы ниже по течению реки).

Один из пришедших к нам на службу - мальчик Илья отметил свои именины. Это хорошо, когда на Литургию приходят наши соседи-православные туристы и альпинисты, а не только свои. Есть осознание миссионерской полезности, и того, что не зря приехали.

Дальше дни катились свои чередом. Мы путешествовали по окрестностям с группой «Восхождения» и отдельно. Ходили к водопаду Султан, узнавали новые тропы, созерцали красоты гор, созданные и сохраненные Богом для нас.

Одним из последних наших выходов был подъем на «хижину». Хижина – приют для горновосходителей штурмующих Эльбрус. Здесь их верхний базовый лагерь, здесь заканчивается морена и далее только лёд, по которому идет тропа на саму вершину.

Мы идем по тропам, натоптанным сотнями людей, которые покорили седую гору. Снова тяжело дышать, и каждые 10 метров подъема в высоту даются 3х-5и минутным отдыхом. Тропа, то идет через крупные камни, а по ним лазать непросто, то переходит на «сыпуху», которая проскальзывает под ногой, не дает твердой опоры. Кругом голые скалы, и даже кустков травы не видно. Когда оглядываемся, позади открываются новые и новые горизонты… Да, именно так, поскольку мы начинаем видеть, то что было скрыто от нас горными хребтами, стоящими у лагеря.
Голова кружится, и ноги слушаются плохо, но вот они небольшие домики вдоль каменистой тропы. Мы дошли до «хижины» - высота 3800 метров.

Жарко жжет и слепит лучами близкое горное солнце. Над нами только Эльбрус. Мы видим как маленькие фигурки альпинистов тренируются на снежных склонах в километре выше нас. Это те, кто отважился идти дальше.

Мы выше не пойдем, поскольку пока не умеем и не имеем соответствующей экипировки – кошек и ледорубов, а попусту рисковать в горах не стоит.
Через полчаса наступило некоторое облегчение, видимо организм настроился на новую высоту и уменьшенное содержание кислорода. Аккуратно выходим на ледник. Под ним журчат талые воды, которые питают наши речки, можно оступиться и провалиться под лед.
Что может быть лучше игры в снежки в жаркий августовский день?

Наше восхождение прошло успешно. Под нами ниже густые облака и идет дождь, мы стоим на эльбрусском леднике довольные. Это здорово, оказавшись в Приэльбрусье впервые, покорить если не всю вершину, то хотя бы половину горы.

Шевелите альпенштоками форт-россовцы!, нам еще возвращаться вниз, на ставшую нашим домом поляну Эмануэля.

10 дней пролетели незаметно.
Мы гуляем по Кисловодску, знакомимся со знаменитым курортным парком, пьем нарзан в галерее водолечебницы… Это красиво и приятно, но все равно чего-то не хватает.
Нарзан на берегу Кызыл-Кол был свежее и вкуснее. Вместо парковых белочек были суслики, а на ногах были тяжелые ботинки. Мы сами гоняли коров, а не уворачивались на пешеходных переходах от машин лихих таксистов…

В горах было тяжело и временами холодно, мы ходили мокрые от дождя, побитые градом, нам трудно дышалось, но там было как-то просто и спокойно, и мобильный телефон не беспокоил.
Мы прошли это, что нас ждет впереди?


Иннокентий Кулаков, участник экспедиции в Приэльбрусье


ФОТОГАЛЕРЕЯ