6.png
Бутовский полигон – крупнейшее в Московском регионе место массовых расстрелов и захоронений жертв сталинских репрессий. Сегодня известны имена 20760 человек здесь убиенных. Эти люди были расстреляны в течении очень короткого периода времени, с августа 1937г. по октябрь 1938, а полигон функционировал с 34 по 53 год…
Те, о ком мы знаем – мужчины и женщины в возрасте от 14 до 82 лет, представители 73 национальностей, всех вероисповеданий, всех сословий, но большинство из них, простые рабочие и крестьяне – русские православные люди.
Около 1000 человек, из числа погребенных в Бутово, пострадали как исповедники Православной Веры, более трехсот, сегодня прославлены в лике святых.
Название нашего сайта – martyr (мартир), происходит от греческого μάρτυς, что в буквальном переводе значит – свидетель, на русский чаще переводится как мученик. Сайт посвящен, прежде всего, убиенным на Бутовском полигоне за Православную Веру, но не только. Мы собираем и публикуем материалы о всех пострадавших в Бутово и иных местах в годы репрессий, независимо от их национальности и вероисповедания.
france Spain

1917-2017: ИТОГИ СТОЛЕТИЯ

oKirГонения на Русскую Православную Церковь в ХХ веке.
Бутовский полигон – Русская Голгофа. 

Доклад на Образовательных чтениях Юго-Восточного московского викариатства и ставропигиальных приходов Московской области 26 ноября 2016 г.

Протоиерей КИРИЛЛ КАЛЕДА


«Помните слово, которое Я сказал вам:
раб не больше господина своего.
Если Меня гнали, будут гнать и вас»
Ин. 15. 20


С первых дней своего бытия Церковь Христова стала Церковью мучеников. Характерный признак положения Церкви в первые три века ее существования определяется ее названием «ecclesia pressa» («гонимая, угнетаемая Церковь») (1). В прошлом ХХ веке преследования христианства вновь прокатились по многим странам: Испании, Польше, Хорватии, Мексике (2). В наши дни мы являемся свидетелями гонений на христиан на Ближнем Востоке.


В ХХ веке своего апогея гонения на Церковь Христову достигли в России, где они продолжались 70 лет. По последним оценкам в этот период пострадало около 100 000 членов Русской Православной Церкви (3).

f01

Гонения на Церковь начались сразу после захвата власти большевиками. Меньше чем через неделю после октябрьского переворота, 13 ноября 1917 г., в Царском Селе на глазах сына был жестоко убит священник Екатерининского собора отец Иоанн Кочуров за то, что совершил молебен о прекращении братоубийственной брани.

f02

7 февраля 1918 г. в Киеве был убит старейший иерарх Русской Церкви, митрополит Киевский Владимир. Вслед за этим волна убийств священнослужителей прокатилась по всей стране. Точных данных о числе пострадавших за веру в годы Гражданской войны нет. Чтобы оценить масштаб гонений скажем: из общего числа убиенных в 1918 году членов Православной Церкви 253 прославлены в лике святых.

f03

Следующая волна гонений на Церковь была связана с так называемым «процессом изъятия церковных ценностей», проведенным Советской властью якобы для организации помощи голодающим Поволжья в 1922-23 гг. Когда в 1921 г. возник голод, в значительной степени инициированный самой большевистской властью, Церковь во главе с Патриархом Тихоном пыталась организовать помощь пострадавшим самостоятельно. Однако, руководство страны приняло решение использовать эту ситуацию с целью изъятия у Церкви, имеющихся у нее ценностей. В связи с этим в письме от 19 марта 1922 г. Ленин писал членам Политбюро:

« Именно теперь и только теперь, когда в голодных местах едят людей и на дорогах валяются сотни, если не тысячи трупов, мы можем (и потому должны) провести изъятие церковных ценностей с самой бешеной и беспощадной энергией, не останавливаясь перед подавлением какого угодно сопротивления… Чем большее число представителей реакционной буржуазии и реакционного духовенства удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше. Надо именно теперь проучить эту публику так, чтобы на несколько десятков лет ни о каком сопротивлении они не смели и думать» (4).

f05

Кампания по изъятию церковных ценностей только за первое полугодие 1922 г. вызвала более 1400 случаев кровавых столкновений. По этим событиям состоялся 231 судебный процесс; 732 человека, в основном священнослужители и монахи, оказались на скамье подсудимых.
В Москве по этому процессу к суду был привлечен Патриарх Тихон. В Петрограде был расстрелян Митрополит Петроградский Вениамин и с ним еще три человека.

f04

Положение христиан в Советской России оказалось гораздо хуже положения христиан в Древнем Риме так как, язычники не стремились вторгаться во внутреннюю жизнь самой Церкви. В России же гонители были вчерашние христиане, и они предприняли не просто шаги к физическому уничтожению Церкви, но и организовали массу церковных расколов, чтобы развалить здание Церкви изнутри.

f06


В основу коммунистической идеологии как аксиома, был заложен воинствующий атеизм, исключающий веру в бытие Бога и бессмертие души, что делало невозможным какой-либо идеологический компромисс между христианским и коммунистическим мировоззрением. Это была осознано Церковью и изложено в знаменитом послании Соловецких епископов весной 1927 г. (5)

f07

Наиболее жестокими стали гонения, которые произошли в 1937-1938 гг., когда руководство Советского Союза провело так называемую операцию по борьбе с «врагами народа», вошедшую в историю как «Большой террор».
Некоторые историки (Зубов А.Б. (6), игумен Дамаскин (Орловский) (7), Чумакова Т.В. (8) считают, что репрессии 1937–1938 гг. были в определенном смысле ответом на результаты переписи населения начала 1937 г.

В этом году руководство страны готовилось отметить двадцатилетие большевистской революции. В январе юбилейного года была проведена перепись населения, целью которой было показать прогрессивное развитие социалистического общества. Перепись проводилась в Рождественский сочельник, 6 января. В анкету переписи был включен вопрос об отношении к религии. Ожидалось, что верующими себя признают небольшое число граждан, и это будет свидетельствовать об идеологической победе большевизма.

f08

Но к удивлению Сталина и его соратников, 44% населения заявило, что они христиане, 13% признали себя сторонниками других религий, преимущественно мусульманами. Неверующими себя назвало меньшинство — 43,3%. Такое открытое признание веры после многих лет кровавых гонений на религию стало уникальным в мировой истории одновременным массовым исповедничеством десятков миллионов людей разных вер и национальностей, ведь опрос не был анонимным, ответы заносились в личный переписной лист, с именем и адресом каждого. Но 55 миллионов граждан России не испугались свидетельствовать о своей вере.

Результаты переписи были признаны вредительскими, и ее организаторы репрессированы. В феврале на пленуме партии большевиков было принято решение о проведении массовых репрессий. В июле наркомом внутренних дел Ежовым был издан оперативный приказ № 00447 о проведении операции по репрессированию бывших кулаков, церковников, дворян и других «антисоветских элементов». Беспрецедентность этого приказа заключалась в том, что в нем была дана разнарядка по регионам какое количество людей необходимо арестовать, и какое число из арестованных должно быть расстреляно. Операция продолжалась с августа 1937 по октябрь 1938 г. В ходе ее было арестовано 1 500 000 человек, из них 700 000 расстреляно (9). Вынесение смертных приговоров производилось несудебными органами, тройкой или вообще «особым совещанием», состоящим из двух человек. Приговоры выносились заочно, т.е. без вызова обвиняемого, а также без участия защиты и обвинения, обжалованию приговоры не подлежали. Специально указывалось, что приговоры к расстрелу должны приводиться в исполнение «с обязательным полным сохранением в тайне времени и места приведения».

f09

В связи с тем, что предполагалось уничтожить большое число осужденных, были подготовлены специальные мест для приведения в исполнение смертных приговоров и захоронений убиенных. В основном эти места создавались за приделами городов, и практически у каждого областного города такие места были созданы. В Москве основным местом, где в 1937-38-х годах производились расстрелы, стал Бутовский полигон.

f10

Он расположен к югу от Москвы около Варшавского шоссе. В настоящее время граница города проходит прямо по границе бывшей спецзоны, но в середине ХХ века граница Москвы находилась примерно в 10-ти километрах. В начале прошлого столетия здесь располагалась большая усадьба с конным заводом. В середине 30-х годов было объявлено, что здесь создается стрелковый полигон для испытания оружия. Территория площадью около 2-х квадратных километров была огорожена колючей проволокой. По ночам сюда стали приезжать автозаки, были слышны выстрелы и крики.

Бутовский полигон стал крупнейшим в Московском регионе местом массовых расстрелов и захоронений жертв террора середины ХХ столетия. По официальным данным расстрелы на полигоне происходили с конца 1935 г., и по свидетельским показаниям вплоть до конца 40-х – начала 50-х гг. здесь производились захоронения умерших и расстрелянных в московских тюрьмах. Общее количество захороненных неизвестно, но только в период с 8 августа 1937 г. по 19 октября 1938 г. по имеющимся документам здесь было расстреляно и захоронено 20 762 человека. В отдельные дни расстреливали по 200, 300 человек. 28 февраля 1938 года было расстреляно 562 человека.

Основную часть расстрелянных составляют жители Москвы и Московской области, но вместе с ними пострадали жители других областей и бывших республик Советского Союза, а также граждане и выходцы иностранных государств (10).

Среди расстрелянных преобладают простые крестьяне и рабочие. Расстреливали и подростков 13-15 лет, и 80-летних стариков. Подавляющее число пострадавших – беспартийные, имевшие низшее образование или вовсе неграмотные. Но наряду с ними немало ученых, деятелей искусства и культуры, бывших государственных и общественных деятелей, военных.

f11


Около тысячи убиенных были осуждены на смерть за принадлежность к Русской Православной Церкви. Это 7 архиереев, 500 священнослужителей, монахи и монахини, церковные старосты и активные миряне. 332 из них прославлены в лике святых.

f12


Возглавляет сонм Бутовских новомучеников священномученик Серафим (Чичагов), митрополит Петроградский. Следует отметить, что владыка Серафим не только старший по сану среди убиенных в Бутове священнослужителей, но и один из старейших по возрасту из всех расстрелянных на этом месте. В 1937 году ему было более 82 лет. Он уже не мог ходить, и при аресте, чтобы его доставить в тюрьму, была вызвана карета скорой медицинской помощи. Из дома его выносили на носилках.

f13


Большинство пострадавших в Бутове священнослужителей, были простыми приходскими священниками, которые честно исполняли свой священнический долг и были верны Христу даже до смерти. Подавляющее число из них пережили гонения, аресты, тюрьмы и лагеря. Благодаря вере в Бога, они ясно понимали причины происходящих катастрофических событий. На вопрос следователей об их отношении к Советской власти, а именно ответ на этот вопрос был главным, краеугольным во всем следственном процессе, многие из них отвечали, что советская власть послана русскому народу за грехи, в первую очередь за вероотступничество, но, как всякая земная власть, она является временной, и придет время, когда на Руси вновь будут открываться храмы.

f14


В середине 50-х годов полигон был закрыт, и внешнее ограждение было снято. Центральная часть полигона, где находилась основная часть захоронений, была огорожена глухим забором с колючей проволокой и вплоть до середины 90-х годов находилась под строгой охраной органов.

f15

f16  
В 1993 году после обнаружения в архиве КГБ документов о приведении в исполнение расстрелов в отношении более чем 20 тыс. человек и проведения Мингосбезопасности специального расследования Бутовский полигон был признан местом массовых расстрелов и захоронений жертв политических репрессий (11). После этого была начата обработка архивно-следственных дел с целью составления кратких биографических справок пострадавших. Эта работа легла в основу изданной Правительством Москвы восьми томной Книги Памяти «Бутовский полигон» (12).

f17



В ходе исследований было выявлено, что в Бутово пострадало большое число священнослужителей Русской Православной Церкви, и Святейший Патриарх Алексий благословил строительство храма на этом месте.

f18


В мае 1994 г. на полигоне был установлен и освящен поклонный крест, а в 1995-96 гг. здесь был построен небольшой деревянный храм.
Летом 1997 г. общиной храма с привлечением необходимых специалистов был произведен раскоп одного из погребальных рвов. Проведенные исследования однозначно подтвердили, что Бутово является местом массового захоронения репрессированных (13).

f19

К настоящему времени из общего числа пострадавших в Бутове 332 убиенных прославлены в лике святых, что придало особое значение этому месту, названному Патриархом Алексеем «Русской Голгофой», так как на канонической территории Русской Церкви больше не известно мест, где в мощах почивает такое количество святых.

f20
С 2000 г. в пасхальный период на полигоне под открытым небом совершается Патриаршее богослужение, на которое приглашаются духовенство и прихожане московских и подмосковных храмов. В богослужении принимают участие более 300 священнослужителей и около 3-4 тысяч молящихся.

f21

В 2001 г. Постановлением Правительства Московской области Бутовский полигон был объявлен памятником истории.
В 2004-2007 гг. в центре бывшей спецзоны, к югу от территории захоронений, был возведен каменный двухэтажный храм в честь Новомучеников и исповедников Российских.
Три года назад, завершая Божественную Литургию на Бутовских погребальных рвах, Святейший Патриарх Кирилл сказал: «Мы знаем, что сегодня происходит во многих странах мира, когда для того, чтобы быть членом благополучного и богатого общества, требуется отказаться от веры через принятие богохульных законов, идущих против Божественной воли и Божественной истины. И Бутово является не только памятником прошлого — Бутово является местом, которое сегодня будит христианскую совесть, свидетельствуя о величии Божией истины, которую невозможно помрачить или разрушить даже тогда, когда многие стараются это сделать» (14).

f22

Оценивая постигшие Русскую Церковь гонения, сщмч. Серафим (Чичагов) говорил: «Это золото очищается в горниле испытаний».
К настоящему времени Русская Православная Церковь канонизировала в лике святых более 1700 новомучеников и исповедников, своими страданиями, нередко даже до смерти, засвидетельствавшими веру в воскресение Христово и бытие горнего Мира. Прославляя их, Матерь Церковь призывает нас поминать наставников наших, которые проповедовали нам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражать вере их, ибо Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же (Евр. 13. 7-8).

f23


**************
1. Прот. Максим Максимов. Особенности гонений на христиан в Римской империи и в России в ХХ веке. Сравнительный анализ. // Материалы конференции «Прославление и почитание святых». XXIII международные Рождественские образовательные чтения. М.: 2015. С. 30-52. с. 30

2. В Испании во время гражданской войны 1936-1939 гг. было убито около семи тысяч католических священнослужителей и монашествующих. В нацистской Польше с 1939 по 1941 г. было убито 700 католических священников, и около трех тысяч священнослужителей, было сослано в концлагеря. В Хорватии почти 700 человек пострадало за христианскую веру во времена коммунистического и нацистского режимов. В Мексике с 1926 по 1929 гг. в период так называемой Войны Кристерос было уничтожено около 500 католических священников, монашествующих и семинаристов. Данные приводятся по книге GuÍa memoriae martyrum, Santos mártires del siglo XX en Madrid, 2015, стр. 27-29.

3. Сомин Н.В. К вопросу о числе репрессированных за православную веру в России в ХХ веке. // «Вестник ПСТГУ, Серия II: История. История Русской Православной Церкви», 2015, N 3 (64), С. 101-106.

4. Письмо членам Политбюро от 19 марта 1922 (Ленин)

5. Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о преемстве высшей церковной власти. 1917-1943. М.: 1994. С. 500-507.

6. История России. ХХ век: 1894-1939. – М.: Астрель: АСТ, 2009. 1023 С.

7. Игумен Дамаскин (Орловский). Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия. Жизнеописания и материалы к ним. Книга 3. Тверь, "Булат": 1999. 623 С.

8. Чумакова Т. Частный случай выбора: сталинская перепись 1937 г. и «выбор вер».

9. Справки 1 спецотдела МВД СССР о количестве арестованных и осужденных в период 1921—1953 гг.

10. Бутовский полигон. 1937-1938 гг. Книга памяти жертв политических репрессий. Вып. 7. – М.: Изд-во «Альзо», 2003. С. 304.

11. Бутовский полигон. 1937-1938 гг. Книга памяти жертв политических репрессий. – М.: Институт экспериментальной социологии, 1997 – 362 С., С. 357-358

12. Бутовский полигон. 1937-1938 гг. Книга памяти жертв политических репрессий. М.: Институт экспериментальной социологии, 1997 – 364 С.; Кн. 2. М.: Изд-во ООО «Панорама», 1998 – 362 С.; Вып. 3. М.: Изд-во «Альзо», 1999 – 360 С.; Вып. 4. М.: Изд-во «Альзо», 2000 – 364 С.; Вып. 5. М.: Изд-во «Альзо», 2001 – 362 С.; Вып.6. М.: Изд-во «Альзо», 2002 – 322 С.; Вып. 7. М.: Изд-во «Альзо», 2003 – 370 С.; Вып. 8. М.: Изд-во «Альзо», 2004 – 400 С.

13. Свящ. Кирилл Каледа, С.Н. Алексеев, А.Я. Разумов, Л.А. Головкова. Исследования последних лет на Бутовском полигоне. В кн.: Бутовский полигон. 1937-1938 гг. Книга памяти жертв политических репрессий. Вып. 3. М.: Изд-во «Альзо», 1999 – 360 С., С. 5-16.

14. Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в праздник Собора новомучеников, в Бутове пострадавших, на Бутовском полигоне.