5.png
Бутовский полигон – крупнейшее в Московском регионе место массовых расстрелов и захоронений жертв сталинских репрессий. Сегодня известны имена 20760 человек здесь убиенных. Эти люди были расстреляны в течении очень короткого периода времени, с августа 1937г. по октябрь 1938, а полигон функционировал с 34 по 53 год…
Те, о ком мы знаем – мужчины и женщины в возрасте от 14 до 82 лет, представители 73 национальностей, всех вероисповеданий, всех сословий, но большинство из них, простые рабочие и крестьяне – русские православные люди.
Около 1000 человек, из числа погребенных в Бутово, пострадали как исповедники Православной Веры, более трехсот, сегодня прославлены в лике святых.
Название нашего сайта – martyr (мартир), происходит от греческого μάρτυς, что в буквальном переводе значит – свидетель, на русский чаще переводится как мученик. Сайт посвящен, прежде всего, убиенным на Бутовском полигоне за Православную Веру, но не только. Мы собираем и публикуем материалы о всех пострадавших в Бутово и иных местах в годы репрессий, независимо от их национальности и вероисповедания.
france Spain

Младший московский брат

Amfy

Евгения Николаевна Викторова, правнучка протоиерея Валентина Амфитеатрова

Протоиерей Валентин Амфитеатров (†1908) — один из самых выдающихся церковных подвижников XX столетия. Традиционно в день его рождения (13 сентября) и кончины (2 августа) на Ваганьковском кладбище собираются тысячи верующих, и всегда среди них можно увидеть родную правнучку священнослужителя — Евгению Викторову. Интервью с ней опубликовано в №14 (627) газеты «Православная Москва» (июль, 2017 год).

— Евгения Николаевна, известно, что когда московские богомольцы приезжали в Петербург к святому праведному Иоанну Кронштадтскому, он очень удивлялся и спрашивал: «Зачем вы приезжаете ко мне, если у вас в Москве есть Валентин Амфитеатров?» Корректно ли сегодня сравнивать этих двух праведников?

— Конечно, фигура святого праведного Иоанна Кронштадтского столь значительна, что сравнивать его с еще не прославленным в лике святых протоиереем кажется дерзновенным. Но в воспоминаниях духовной дочери отца Валентина Амфитеатрова новомученицы Анны Зерцаловой можно прочесть, какое количество людей он привел к вере, как окормлял интеллигенцию, которая в то время находилась в не очень простом духовном состоянии. Например, долго сомневавшегося композитора Сергея Рахманинова в Церковь привел именно отец Валентин. Не зря писатель Шмелев называл отца Валентина как проповедника «Золотое Слово». Если Иоанн Кронштадтский — всероссийский батюшка, то Валентина Амфитеатрова можно назвать его младшим московским братом.

— Канун революционной смуты как-то отразился на его служении?

— Мне представляется, нет. Прадед служил, невзирая на политическую обстановку. Прежде всего он учил свою паству оставаться христианами в любой данной Богом обстановке. Несмотря на то, что храмы пустели, своих чад он призывал как можно чаще причащаться, а тех, кто только пришел к нему, испытывал и воспитывал годами, прежде чем назвать своими духовными детьми.

— Отец Валентин был и духовным писателем. Какие его книги были изданы при жизни, что переиздано сейчас?

— При жизни он успел издать только первый том «Очерков библейской истории» (1895). Он ведь начинал как законоучитель, в Калуге и в других провинциальных городках преподавал детям Закон Божий, а настоятелем кремлевского Архангельского собора стал уже потом. Вторую часть его многолетнего труда издали уже дочери. Они же, еще до революции, издали четыре сборника проповедей, основанных на архиве батюшки. А его духовная дочь Анна Ивановна Зерцалова издала проповеди, записанные ею на слух. Таким образом нам доступны пять сборников проповедей отца Валентина. Все они, конечно, переизданы.

— Какие любимые святые были у протоиерея Валентина? Кому он сам молился?

— Судя по проповедям отца Валентина и его устроению жизни, ему был очень близок святитель Игнатий Брянчанинов. Многое в проповедях моего прадеда созвучно с трудами этого великого угодника Божия. Очень почитал отец Валентин преподобного Серафима Саровского, еще до его канонизации. Эти два святых и были учителями батюшки.

— Прошлый год стал юбилейным — 180 лет со дня рождения праведника. В издательстве «Никея» вышла Ваша совместная со священником Сергием Матюшиным прекрасно иллюстрированная книга «Три века с отцом Валентином». Она посвящена четырем поколениям семьи Амфитеатровых-Викторовых. Расскажите вкратце, как сложилась судьба детей батюшки.

— Как ни странно (я думаю, по молитвам отца Валентина), Господь оказался очень милостив к судьбам его потомков. Кроме печальной судьбы его сына Александра Валентиновича, после революции эмигрировавшего в Италию, все остальные остались в России, жили благочестиво, принимая жизнь такой, какая она есть. Ни революция, ни гражданская война, ни страшные 1930-е, ни Великая Отечественная не унесли ни одной жизни. Его дочери Вера и Любовь продолжали дело отца — вели обширную переписку, помогали нуждающимся, принимали много почитателей отца Валентина. В доме всегда открыто висели иконы, но никто не был репрессирован. Судьба моего отца оказалась спокойной, возникли только проблемы с поступлением в Московский университет из-за открытого исповедания веры. Но Господь милостив, удалось и выучиться, и работать, не скрывая убеждений.

— Многие Ваши родственники похоронены на Ваганьковском рядом с отцом Валентином?

— Да, все родственники, кроме похороненного в Италии Александра Валентиновича, — 29 человек тут покоятся. С детства помню, как мы ходили к ним на Ваганьковское кладбище. И все эти люди действительно живы для меня, хотя многие ушли в мир иной еще до моего рождения или наступления сознательного возраста. Но в нашем доме всегда о них говорили и вспоминали, хранили личные вещи, дневники, книги, иконы. Семейную культуру и память передавали прежде всего через традиции, которые всегда соблюдались в нашем доме. Мы все храним амфитеатровский дух.

***

2-2-240x300Евгения Николаевна Викторова, правнучка протоиерея Валентина Амфитеатрова, родилась в 1946 году. Закончила Всесоюзный юридический институт. Работала во Всесоюзном научно-исследовательском институте проблем укрепления законности и правопорядка, кандидат наук. С 1990 по 2007 гг. — доцент Московской государственной юридической академии. Всю жизнь бережно хранит воспоминания о родных, которые легли в основу книги (в соавторстве со священником Сергием Матюшиным, автором книги «Священное Ваганьково») «Три века с отцом Валентином».


Московская епархия