Слово пастыря

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в день памяти святителя Филарета, митрополита Московского, после Литургии в Храме Христа Спасителя

3P20161202-VSN 3142-12002 декабря 2016 года, в день памяти святителя Филарета, митрополита Московского, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании Литургии Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.
Подробнее...

Календарь

Поиск по сайту



Бутово — место памяти и покаяния.


333 Мемориальный центр «Бутово» был создан в 2002 г. по инициативе прихожан храма Новомучеников и Исповедников Российских на Бутовском полигоне с целью координации усилий государственных, религиозных и общественных организаций по созданию мемориального комплекса на месте бывшей спецзоны НКВД-ФСБ “Бутово”. Это крупнейшее в Москве и ее окрестностях место захоронений жертв политических репрессий. Известно, что только в период с 8 августа 1937 г. по 19 октября 1938 г. здесь было расстреляно и захоронено 20.761 человек. Это в первую очередь жители Москвы и Подмосковья. Большое количество репрессированных составляют иностранцы. Среди них немцы, латыши, поляки, имеются уроженцы США и Аргентины, индусы, афганцы и многие, многие другие. Убитые без суда и следствия, без шанса на спасение и оправдание, эти люди были лишены права, закрепленного многовековыми традициями человеческого общества – права на достойное погребение и память потомков. Наша цель вернуть имена людям, оклеветанным и незаслуженно забытым. А это значит не только перечислить их по списку, но и рассказать какими они были, понять их жизненный выбор. Мы видим свою цель в восстановлении исторической справедливости путем максимально возможного сохранения для будущих поколений духовных, научных и эстетических ценностей, созданных людьми, погибшими в годы массовых репрессий.

Структура центра

По юридическому статусу Мемориальный научно-просветительский центр «Бутово» — это автономная некоммерческая организация (АНО). Правящим органом по Уставу является Правление, включающее в себя учредителей (в том числе и представителя Прихода), родственников пострадавших и общественных деятелей, активно участвующих в работах по увековечению памяти жертв политических репрессий. Председатель Правления Центра — иерей Кирилл Каледа, настоятель храма Новомучеников и Исповедников Российских в Бутове, внук расстрелянного на полигоне священномученика Владимира Амбарцумова. Директор Центра — Игорь Владимирович Гарькавый.

Приглашаем Вас принять участие в наших проектах:

Проект №1. Музей памяти пострадавших.

Нашей главной задачей является создание Музея памяти пострадавших. В его экспозициях главное внимание мы планируем уделить увековечению памяти репрессированных без различия их этнической и конфессиональной принадлежности. Волны Красного террора за двадцать предвоенных лет уничтожили целые слои российского общества, несколько поколений священнослужителей, военных, политиков, представителей интеллигенции, госслужащих и крестьян. За всеми ними — потерянные пласты культуры. На их сохранение и изучение направлены силы сотрудников музея. На Бутовском полигоне оборвался путь многих деятелей литературы, искусства, науки, и потому именно здесь мы должны сохранить то, что еще возможно сохранить из их творческого наследия. Тоталитарный режим с редкой интуицией уничтожал все, что могло составить даже гипотетическую альтернативу господствующей идеологии, и поэтому так важны сейчас свидетельства о существовании «другой» России 20-30-х годов. Наиболее жизнеспособные идеи, на наш взгляд, составляют ценный креативный ресурс, который должен быть востребован в настоящем. Особой темой станет рассказ о представителях «репрессированных народов»: о поляках, немцах, латышах и многих других. Их трагедия еще раз подчеркивает мировой, общечеловеческий характер Бутовской драмы. Такие разные люди стали жертвами беспощадной репрессивной машины тоталитарного государства. Ее истории будет посвящено одно из центральных мест в экспозиции музея. Механизм массовых репрессий 30-х годов XX века будет показан через деятельность Бутовского полигона НКВД и других мест, где тогда отрабатывалась технология уничтожения собственного народа.
В качестве подготовительной работы уже организованы отдельные экспозиции, осветившие жизненный путь, расстрелянных в Бутово, священномучеников митрополита Серафима Чичагова, протоиерея Владимира Амбарцумова и многих других. Прошла выставка, посвященная жизни и творчеству художника Владимира Тимирева и иконописца Владимира Комаровского. Собраны и частично представлены во временной экспозиции материалы о истории усадьбы Дрожжино и судьбах ее последних владельцев (купцов Соловьевых и Зиминых). Эти выставки уже стали заметным явлением в культурной жизни Москвы и посетили другие города России и Ближнего Зарубежья.
Постоянная экспозиция музея, по договоренности с приходом Храма, будет размещена в деревянном здании бывшей конторы усадьбы Дрожжино. Это здание имеет для нас особое значение, потому что здесь, в бывшей конторе управляющего имением, в годы массовых репрессий располагалась комендатура НКВД. В настоящее время здание находится в полуразрушенном состоянии. Мемориальный центр ищет спонсорскую помощь для финансирования работ по реставрации здания и оборудования в нем экспозиции Музея памяти пострадавших. Также необходимо финансирование расходов, связанных с приобретением музейного оборудования, проектированием экспозиции и созданием электронной базы данных описания предметов музейной коллекции (уже сейчас это свыше 500 единиц хранения).

Проект №2. База данных «Жертвы массового террора, расстрелянные на Бутовском полигоне НКВД в 1937-1938 гг.».

Имя и фамилия человека, дата рождения и смерти, место захоронения — вот координаты человеческой памяти. В настоящее время совместно с приходом Храма Мемориальный центр ведет работу по созданию Базы данных о пострадавших на Бутовском полигоне в 1937 – 1938 гг. В основу ее положены расстрельные списки НКВД, охватывающие имена 20761 человека. Постепенно вокруг этого списка объединяются разрозненные документы и свидетельства, описание и анализ которых можно вести только при создании базы данных. К настоящему времени проведена значительная подготовительная работа.
При поддержке Российского гуманитарного научного фонда (грант № 06-01-12140в) создается уникальное программное обеспечение. Ведется работа по оцифровке документов и фотоматериалов. Готовится публикация этой Базы данных в Интернете.

Проект №3. Исследование этноконфессиональных традиций обустройства мест массовых захоронений жертв социальных катастроф.

В настоящее время среди прочих направлений работы центра одно из приоритетных мест занимает изучение этноконфессиональных традиций увековечения памяти жертв политических репрессий и социальных катастроф. Люди, различных взглядов, говорившие на разных языках оказались в одной братской могиле. Мы считаем принципиально необходимым увековечение памяти всех пострадавших без различия их этнической и конфессиональной принадлежности. Но это требует поиска адекватных форм. Уже семь лет на полигоне существует возможность на специально отведенных местах совершать поминальные обряды тех религий, представители которых упокоились в земле Бутовского полигона. Наша задача изучить и использовать для дальнейшего развития мемориального комплекса традиции, которые существуют в практике мировых религий, учесть опыт различных стран и культур.

Подавляющее большинство погибших - православные христиане, также как и люди, взявшие на себя ответственность за превращение Бутово в место памяти. Веками на месте, где проливалась кровь невинных страдальцев, русские люди строили церкви, считая, что тем самым исполняют не только волю Божию, но и волю тех, кто стал жертвой насилия. Именно в России сформировалась традиция сооружения храмов «на Крови». Мемориальные комплексы, возникавшие на месте социальных катастроф, включали в себя наряду с храмом такие атрибуты православного культа как поклонные кресты, часовни, символические надгробия. Продолжением этой вековой традиции стал храм, который уже семь лет существует на Бутовском полигоне.
Для изучения духовного и культурного наследия в этой области отечественной культуры были проведены два круглых стола. Первый из них «Место скорби в традициях отчечественной мемориальной культуры» (Бутово, 13.06.2004), был посвящен традиции сооружения Храмов на Крови. Второй — «Организация пространства мест массовых захоронений жертв социальных катастроф в России XVI – начала XX веков» (Москва, 14. 04. 2005), уделил главное внимание изучению традиций братских кладбищ Древней Руси — Скудельниц и Божьих Домов. Однако, затрагивая эту тему, особенно важно помнить об отношении к тем из погибших, кто не принадлежал к Православной Церкви. Поэтому в плане научной и просветительской деятельности Мемориального Центра «Бутово» на 2005/2006 гг. проведение ряда мероприятий, призванных объединить усилия специалистов в разных областях гуманитарного знания и представителей общественности по анализу духовного наследия в этой сфере и разработке конкретных рекомендаций для перспективного развития мемориала. 6-8 июня 2006 г. по Благословению Его Святейшества, Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II в Москве и на Бутовском полигоне прошла научно-практическая конференция «Этноконфессиональные традиции и практика мемориализации мест массовых захоронений жертв социальных катастроф». В ее работе приняли участие представители религиозных и общественных организаций, специалисты музейного дела из пяти регионов России. Кроме клириков Московской Патриархии приняли участие представители Совета Муфтиев Центрального Духовного Управления мусульман России, Католической Архиепископии и Евангелической Лютеранской церкви, а также директор ритуальной службы Московской еврейской общины. В ходе плодотворного диалога с представителями религиозных традиций, было установлено, какие традиции почитания подобных мест, и увековечения памяти усопших существуют в рамках их культовой практики, было дано развернутое описание и адекватная интерпретация поминальных обрядов, высказаны рекомендации единоверцам в отношении почитания подобного рода мест. Важно отметить, что диалог проходил в атмосфере взаимного уважения и сотрудничества. Большое общественное значение имеет тот вывод участников диалога, что в каждой из традиций существуют не только особые формы поминовения своих погибших единоверцев, в рамках своей религиозной корпорации, но и всех людей, ставших жертвой одной общей беды. Был налажен рабочий контакт с заинтересованными сторонами. Одним из первых итогов встречи стало участие мусульманского духовенства в Акте поминовения погибших на Бутовском полигоне НКВД 8 июня 2006 г.

Проект №4. Архив воспоминаний «Русское Православие в XX веке».

С нашей точки зрения, лучшим памятником всем христианским мученикам и исповедникам будет собрание воспоминаний о них, о их наставниках и учениках, о тех людях, с которыми им довелось делить радости и скорби, о времени в скрижали которого теперь навечно вписаны их имена и судьбы. Наш архив будет доступным и публичным. В его фондах с воспоминаниями, которые уже были полностью или частично опубликованы, объединятся рукописи, ожидавшие своего часа многие годы. Сюда же войдут тексты, написанные специально для нашего собрания. Центр уже ведет работу по записи «устной истории». Мы фиксируем воспоминания свидетелей эпохи на магнитные носители, с целью их последующего набора и публикации. Перед коллективом сотрудников стоит задача не только собрать максимально возможное количество воспоминаний, но и создать разветвленный научный аппарат, включающий в себя необходимый исторический комментарий. При Архиве планируется создать Библиотеку, фонды которой могут быть укомплектованы литературой по истории советского строя, истории гонения на Церковь в СССР и др. смежным темам. В Интернете будет создана публикация нашего собрания на сайте www.swod.ru. Мемориальный центр ищет спонсорскую помощь для финансирования работ, связанных с созданием базы данных и сайта, организацией экспедиций, расшифровкой и набором записей.

Проект №5.Интернет-портал «РУССКАЯ ЦЕРКОВЬ В СОВЕТСКОЕ ВРЕМЯ: ВОСПОМИНАНИЯ И СВИДЕТЕЛЬСТВА»

Среди многочисленных «белых пятен» русской истории, есть те, которые зияют в опасной близости от нашего современного самосознания. Это в первую очередь болезненные вопросы недавнего, еще не минувшего, «не снятого» прошлого. Короткая историческая дистанция, с одной стороны, очевидно, мешает пристально и беспристрастно всмотреться в мозаику фактов, но, с другой стороны, она же побуждает нас так или иначе зафиксировать ускользающую память о пережитом, хранителями которой являются еще живые свидетели трагических событий XX века.

Само понятие «история», как известно, первоначально относилось не к научным монографиям, а к устным или записанным воспоминаниям о прошедшем. Такое значение слова сохранилось в нашем языке до сих пор, например, когда мы обсуждаем на бытовом уровне какую-либо смешную или грустную «историю». История как академическая наука рождалась в пафосе противопоставления объективного научного знания о событиях прошлого, легендарным, неточным, «необъективным» формам народной памяти о минувшем. Однако многое изменилось в XX веке. В гуманитарных науках об обществе и человеке произошла значительная переоценка того, что сейчас принято называть «устной историей». С одной стороны это было вызвано интересом к «истории повседневности», с другой, исследованиями в области фольклора и массовой культуры. Бытующие или бытовавшие в народном сознании стереотипы восприятия и смыслополагания не в меньшей степени интересны современному историку культуры, чем анализ актового материала, потому что в целом обострился интерес к человеку как таковому, его мировоззрению и переживаниям, его субъективному восприятию исторического процесса.

Для «устной истории» есть в нашем лексиконе прекрасный синоним – слово «предание». Действительно, воспоминания – это не только информационное послание, в них свидетели прошлого передают нам свои оценки, чувства, свои переживания и ощущения. Именно на этом уровне восприятия история перестает быть абстрактной схемой и получает человеческое измерение.

Предание – это также субъективная форма фиксации объективной исторической реальности. Но эта форма имеет ряд специфических признаков. Она подразумевает наличие определенных взаимоотношений между тем, кто передает и тем, кто принимает. Эти отношения основаны на доверии, ответственности и взаимопонимании. Иначе наследие обесценивается и его сохранение теряет смысл. Иными словами говоря, предание может существовать в только рамках его породившей культуры, как «ненаследственной памяти коллектива» (М.Ю. Лотман). Каждая культура вырабатывает свои формы сохранения исторической памяти. Для христианской Европы, где уже как минимум полторы тысячи лет развитие культурных процессов, так или иначе, связано с осмыслением базовых ценностей христианского персонализма, Предание, в форме личного свидетельства, составляет неотъемлемую часть духовной культуры. В мемуарных источниках событийная драма, не скрытая той или иной социологической схемой, является нам как личный опыт переживания истории.

Предание рождается в конструктивном диалоге поколений. Его содержание – рассказ о прошлом, но его форма всегда связана с настоящим и обращена в будущее, поскольку его задача донести свое послание на максимально отдаленную историческую дистанцию.

Задача, которую мы перед собою ставим, связана с сохранением и осмыслением того предания, той «устной истории», которая так или иначе освещает историю Русского Православия в XX веке. Это важно не только с точки зрения сохранения источников по истории одного из важнейших институтов российской цивилизации, но и в связи с тем, что в XX веке была либо вытеснена на периферию общественной жизни, либо вовсе вычеркнута из неё, веками складывавшаяся церковная субкультура, которая до начала тридцатых оказывала сильное влияние на духовную жизнь общества. Эта важная составляющая отечественной культуры сейчас нуждается в сохранении. Уходят последние свидетели той эпохи, когда все коренные устои и веками накопленные традиции духовной жизни народа должны были пройти через горнило огненных испытаний. Сотни тысяч уничтоженных священнослужителей, миллионы мирян погибших во время гражданской войны, коллективизации и массовых репрессий, тысячи разрушенных храмов, разогнанных общин, закрытых монастырей. Церковь и ее традиции стали одной из главных целей государственного террора и репрессивной политики вытеснения. Тем важнее сохранить то, что осталось. Важно отметить, что и перед Церковью это время тяжелейших испытаний поставило задачу не только самосохранения, но и самоосознания. Были найдены новые формы духовной жизни, подпольной деятельности, аскезы и подвижничества. Сложнейшая ситуация в области церковного управления поставила на повестку дня обсуждение не только канонических вопросов организации церковной иерархии в контексте новых церковно-государственных взаимоотношений, но и привлекла широкие слои верующих к осмыслению своей роли в жизни церковного организма. Эта работа шла не только на территории Советской России, но и в среде русской эмиграции, рассеянной по всему миру.

Основная тяжесть забот о спасении Православия в годы испытаний легла на пастырей Церкви. Большинство тех, кто пережил время террора, вели свое служение в условиях, где само принятие священного сана было исповедничеством. Только благодаря их подвигу Церковь сохранила строй таинственной и богослужебной жизни, не прервалась связь духовных традиций. Но Церковь – не только священство и монашество. Всегда большую часть церковного общества составляли верующие миряне. Именно они сохранили храмы, и святыни, благодаря их помощи удары наиболее жестоких лет гонений выдержала иерархия. Из среды мирян выходили на открытое служение новые пастыри и служители, многие из которых в свое время разделили славу и страдание сонма Новомучеников и Исповедников Российских. Для нас жизненный путь «простых» верующих не менее интересен, чем жизнеописания тех, чья деятельность привлекала внимание окружающих.

Мы решили назвать наш портал «Русская Церковь в советское время: воспоминания и свидетельства». Его цель собирание, изучение и публикация предания, создание тематического собрания текстов воспоминаний, относящихся к самым разным аспектам жизни Русской Православной Церкви и православной культуры в Советской России и за ее пределами. В его основе будет находиться собрание воспоминаний и свидетельств о истории Русской Церкви. Когда мы говорим о «Русской Церкви», то подразумеваем, под этим, все церковные юрисдикции, возникшие до 1943 года из единого целого, которое представляла собой в каноническом, иерархическом и мистическом смысле Русская Православная Церковь до 1917 года. Главную роль в сохранении этого благодатного наследия на протяжении всего советского периода, с нашей точки зрения, играла восстановленная на Поместном соборе 1917-18 гг. Московская Патриархия. Следуя этой логике, мы не будем включать в наше собрание то, что относится к крайним течениям «обновленцев» и других раскольников, порвавших с церковной традицией. Также мы исключаем из нашего поля зрения всё, что относится к разнообразным националистическим, «автокефалистским» течениям, поскольку они не имеют прямого отношения к русскому Православию. И наоборот, например, судьбы Русской Зарубежной Церкви, как нам представляется, заслуживают в собрании воспоминаний особого внимания. Отбор материалов архива проводится специальным редакционным советом, который в спорных случаях может выносить компетентное решение. Научным консультантом проекта будет выступать доктор церковной истории, иерей Александр Мазырин, который в настоящее время является заместителем заведующего научно-исследовательским отделом новейшей истории Русской Православной Церкви и одновременно профессором кафедры истории Русской ПСТГУ.

Хронологические рамки проекта определяются достаточно точно границами периода противостояния в церковно-государственных взаимоотношениях: с одной стороны, 1917-ым – годом свержения монархического строя и созыва Поместного собора 1917-1918 гг., и 1988 годом как временем освобождения Церкви от тотального контроля со стороны государства, с другой. Впрочем, разумеется, что во многом границы каждого конкретного повествования определяются его собственной логикой.

Формирование нашего собрания будет происходить за счет трех источников:
1. Глубинные интервью, которые участники нашего проекта, записывают во время экспедиций местах России (Беседы-интервью записываются цифровые носители, в дальнейшем набираются и вносятся электронную базу данных. Также создается фото или видео самой беседы и оцифровка сопровождающих материалов.).
2. Оригинальные тексты воспоминаний, которые авторами в той или иной форме передаются в архив.
3. Опубликованные в научных изданиях, в церковной печати и электронных СМИ воспоминания, публикации которых, целиком или фрагментарно, также вносятся в архив.

 

Надеемся в будущем привлечь к сотрудничеству частных собирателей и организации уже имеющие собственные собрания аналогичных текстов, для того чтобы объединить усилия по сохранению нашего общего наследия и его изучению.

«Архив воспоминаний» продолжается в «Своде воспоминаний», который представляет собой публикацию на портале оцифрованной и проанализированной части нашего собрания.
Среда Интернет это не только самый оперативный и массовый способ некоммерческой публикации и вообще распространения информации, но и возможность обратной связи с самой широкой аудиторией. Последнее обстоятельство имеет для нас принципиальное значение, поскольку благодаря заинтересованному сотрудничеству наших потенциальных единомышленников, мы надеемся не только расширить источниковую базу нашего архива, но мы рассчитываем на их помощь и в анализе накопленного материала.

Публикация воспоминаний ставит перед нами задачу создания соответствующего комментария, в том числе и за счет привлечения информационных возможностей посетителей нашего сайта. Этот комментарий должен не заслонять собой оригинальный текст, а использовать в полной мере возможности интерактивной среды по использованию аудио-визуальных материалов, раскрывающих информативные ресурсы источника. На наш взгляд, для этого нужно связать отдельные тексты в гипертекст. Имеено такая форма публикации позволяет предоставить читателю возможность максимально близко подойти к текстам первоисточников и увидеть многомерную картину исторической реальности через их контекстуальный диалог. В основу нашей Web-публикации положен принцип интертекстуальности. Технически эта задача решается через организацию системы гиперссылок внутри массива текстов, т.е. превращения их во многоуровневый гипертекст. Для ясности, приведем одно из самых распространенных определений гипертекста: «Гипертекст - это представление информации как связанной (linked) сети гнезд (nodes), в которых читатели свободны прокладывать путь (navigate) нелинейным образом. Он допускает возможность множественности авторов, размывание функций автора и читателя, расширенные работы с нечеткими границами и множественность путей чтения». (сайт "Электронный лабиринт", перевод Михаила Визеля). На начальном уровне мы планируем связать тексты по таким объективным признакам, как личные имена прославленных новомучеников, приходских священнослужителей, названия храмов, монастырей и православных святынь. На этом уровне будет дан соответствующий комментарий, в создании которого будут использованы как оригинальные тексты, специально написанные для портала, так и информационные ресурсы следующих информационных баз данных, созданных нашим приходом или партнерскими организациями:

- База данных сайта http://www.martyrmap.ru
- База данных сайта http://www.martyr.ru
- База данных сайта АНО МНПЦ «Бутово» http://www.sinodik.ru
- База данных сайта ПСТГУ http://kuz3.pstbi.ru/bin/code.exe/frames/m/ind_oem.html/ans
- База данных сайта http://www. drevo-info.ru
- База данных сайта http://www.temples.ru

 

Следующий шаг будет связан с организацией ссылок на более глубоком уровне по отмеченным в повествованиях событиям и т.д.
Проект имеет значительный просветительский и миссионерский потенциал. В ходе работы, привлеченные в качестве волонтеров школьники и студенты, встречаясь с представителями старших поколений церковного сообщества и работая с текстами их воспоминаний, получают уникальную возможность соприкоснуться с живым Преданием Церкви, узнать о прошлом своих храмов и епархий, понять смысл подвига новомучеников и исповедников Церкви Русской.

Будем рады сотрудничеству!

Наши координаты:

e-mail Центра Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript ">
Директор Центра – Гарькавый Игорь Владимирович т. 8 (916) 5929101 Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript "

Наши реквизиты:
АНО «Мемориальный научно-просветительский центр «Бутово»
142720, Московская обл.,
Ленинский р-н,
пос. Бутово,
ул. Юбилейная.
ИНН 5003040360
КПП 500301001
Р/с 40703810438050100706
Марьинорощинского отд. Сбербанка России БИК044525225

(пожертвования принимаются только от граждан РФ)

 
    france      Spain