3.png
Бутовский полигон – крупнейшее в Московском регионе место массовых расстрелов и захоронений жертв сталинских репрессий. Сегодня известны имена 20760 человек здесь убиенных. Эти люди были расстреляны в течении очень короткого периода времени, с августа 1937г. по октябрь 1938, а полигон функционировал с 34 по 53 год…
Те, о ком мы знаем – мужчины и женщины в возрасте от 14 до 82 лет, представители 73 национальностей, всех вероисповеданий, всех сословий, но большинство из них, простые рабочие и крестьяне – русские православные люди.
Около 1000 человек, из числа погребенных в Бутово, пострадали как исповедники Православной Веры, более трехсот, сегодня прославлены в лике святых.
Название нашего сайта – martyr (мартир), происходит от греческого μάρτυς, что в буквальном переводе значит – свидетель, на русский чаще переводится как мученик. Сайт посвящен, прежде всего, убиенным на Бутовском полигоне за Православную Веру, но не только. Мы собираем и публикуем материалы о всех пострадавших в Бутово и иных местах в годы репрессий, независимо от их национальности и вероисповедания.
france Spain

Крестный ход бутовских прихожан по бутовско-соловецкому меридиану

Распятая Россия

Россия распятая и воскресшая

С 24 июля по 5 августа 2012 года группа бутовских прихожан под духовным водительством протоиерея Кирилла Каледы, настоятеля прихода храма Новомучеников Российских в Бутове, совместно с гостями бутовского прихода - паломниками из Германии, Дании и Франции, совершила большой Крестный ход по Русскому Северу - местам памяти Святых Новомучеников и Исповедников Российских.

Этот особый Крестный ход был приурочен к 75-летию начала «Большого террора» 1937-1938 гг., смертоносным валом прокатившегося по всей территории нашей огромной страны.

 

От Москвы до Петербурга и далее…

За десять дней пути на поездах, автобусах, теплоходах и пешком, нам, осененным Малым Бутовским Поклонным крестом, под неослабные молитвы предстояло преодолеть свыше 2,5 тыс. км.

Вот скрылся из глаз подмосковный Бутовский полигон, и где-то там, впереди, все более зримо проступая в своей вопиющей трагичности, замаячили петербургская Левашовская пустошь - Лодейное Поле - карельский Сандармох - Соловки… И над их безвестными братскими могилами - одни и те же мучительно-неотступные вопросы: «О, Русь! «Кто усеял тебя мертвыми костями»? Кто прельстил идеей «рая на земле»? Дай ответ!»… Но тихо сегодня под пологами лесов, скрывающих эти немые могилы. Тихо над водами Беломорско-Балтийского канала, на Беломорье и на Соловках, откуда 5 лет тому назад таким же водным Крестным ходом прибыл на Бутовский полигон Большой Поклонный Соловецкий Крест, соединивший две Русские Голгофы – Бутовскую и Соловецкую, быть может, именно для того, чтобы в Святом Животворящем Кресте Господнем, посланном роду людскому во искупление грехов и во спасение, и надлежало нам теперь отыскать для себя ответ.

 

---

Сразу же по прибытии в Петербург спешим в Свято-Троицкую Александро-Невскую лавру. В эти дни ее главный собор - в лесах: идет реставрация храмового интерьера, но это не мешает тихой монашеской молитве.

 

Перед Троицким собором Александро-Невской лавры

Директор Мемориального бутовского Центра Игорь Гарькавый напомнил нам о событиях давно минувших лет, связанных с житием и деяниями св. блгв. князя Александра (1220-1263), происходившего из рода св. равноапостольного князя Владимира. Немало положил св. Александр трудов и забот, чтобы ладить с татарами и отражать набеги врагов. За победу на реке Неве над шведами, одержанную им 15 июля 1240 года, народ прозвал его Невским. А 5 апреля 1242 года произошло еще одно знаменитое сражение, теперь уже на Чудском озере с немецкими рыцарями, известное в нашей истории как Ледовое побоище.

Современники ясно понимали историческое значение этой битвы, когда по молитвам святого князя Александра, с помощью Божией русские воины разгромили крестоносцев.

Имя св. блгв. кн. Александра стало известно не только всей Святой Руси, но и разнеслось «по всем странам, до моря Египетского и до гор Араратских, по обе стороны Варяжского моря и до великого Рима».

Непомерные труды и заботы князя Александра Ярославича подорвали его жизненные силы, и в возрасте 43 лет он скончался в схиме с именем Алексий. Произошло это 14 ноября 1263 года в Городце на Волге, на пути из Орды. Почитание святого князя началось с самой минуты его погребения (23 ноября в Рождественском соборе города Владимира), которое ознаменовалось чудесным знамением, свидетелем которого стал отпевавший его митрополит Кирилл.

Местное его почитание как святого было установлено в 1380 году, когда чудесным образом (вследствие видения), были обретены его честные мощи, от которых начали совершаться чудеса. В 1723-1724 гг. мощи св. блгв. князя были перенесены из Владимирского Рождественского собора в Санкт-Петербург в Александро-Невский монастырь.

Игорь Владимирович, тонкий знаток истории, продолжает свой рассказ: 30 августа 1724 года в присутствии Императора Петра I состоялась торжественная церемония освящения первой каменной церкви монастыря (Благовещенской - Александро-Невской), в которой и была первоначально установлена гробница с мощами св. блгв. князя. Впоследствии, когда мощи были перенесены в Свято-Троицкий собор, для них в 1750 году Императрицей Елизаветой Петровной была пожалована серебряная рака, которая в настоящее время находится в Государственном Эрмитаже. При Петре I указом Синода (от 15.06.1724 г.) было предписано изображать на иконах св. блгв. князя в великокняжеских, а не в монашеских одеждах. Сегодня, когда монастырь возрожден к жизни, говорит Игорь, каждое утро перед ракой с мощами небесного покровителя обители ее насельниками совершается братский молебен.

Игорь Владимирович рассказывает нам и об истории перенесения мощей св. блгв. кн. Александра в новую столицу Царем Петром I. 17 августа 1723 года, говорит он, св. мощи князя Александра Невского были торжественно встречены в Москве, а затем - через Тверь и Новгород церковная процессия направилась в Санкт-Петербург. Это стало поистине «общерусским торжеством».

В Санкт-Петербург св. мощи предполагалось внести 30 августа, в день празднования недавно заключенного со шведами Ништадтского мира (подписан 30 августа/10 сентября 1721 г. – Авт.). Однако дальность и тяготы пути воспрепятствовали осуществлению этого плана: лишь 1 октября процессия прибыла в Шлиссельбург. По распоряжению Петра I св. мощи были водружены в тамошней соборной церкви Благовещения. Перенесение же их в Санкт-Петербург было отложено на 30 августа следующего, 1724-го, года.

По воспоминаниям современников, встреча святыни в Санкт-Петербурге отличалась особенною торжественностью. Император со свитою водным путем прибыл к устью реки Ижоры. Благоговейно поставив святые мощи на галеру, Государь приказал своим вельможам взяться за весла, а сам, стоя у кормы, управлял рулем. В Петербурге была устроена особая пристань, к которой причалила императорская галера.

В сопровождении духовенства и народа, под колокольный звон и пушечную пальбу, знатнейшие вельможи несли раку со святыми мощами. Мощи были поставлены в церкви, специально выстроенной в честь св. благоверного князя. И на следующий день в Александро-Невской обители торжество продолжилось. Государь раздавал присутствовавшим план предполагаемых к возведению монастырских построек. Тогда же была установлена традиция празднования перенесения св. мощей Александра Невского - 30 августа.

Так исполнилось заветное желание Петра Великого. Однако ему самому не довелось закончить начертанный им план устройства новой обители: спустя полгода Император скончался.

Завершили это дело его преемники. Дочь - Императрица Елизавета Петровна устроила великолепную серебряную раку. А Императрица Екатерина II на месте старого собора повелела выстроить новый, который был освящен 30 августа 1790 года с перенесением в него мощей св. блгв. кн. Александра Невского.

«И вот теперь, - с многозначительной улыбкой завершил свой рассказ Игорь Владимирович, - наш теплоход «Господин Великий Новгород» унесет нас сегодня вечером от петербургского причала вверх по Неве и далее, что позволит нам также по воде, хотя бы частично, проделать путь «как бы навстречу» пути перенесения св. мощей святого благоверного князя Александра Невского».

И мы действительно проделали этот путь, испросив на то высокого благословения самого святого благоверного князя Александра Невского, молитвенно прильнув к раке со святыми мощами этого дивного угодника Божия.

С особым благоговением приложились мы в лаврском Троицком соборе и к иконе Христа Воскресшего, работы глубоко чтимого всеми бутовскими прихожанами сщмч. Серафима (Чичагова), с 1928 по 1932 гг. - митрополита Ленинградского. В возрасте 82 лет святитель Серафим был расстрелян за Церковь и веру Христову в подмосковном Бутове и погребен в одной из безвестных могил Бутовского полигона (+11 дек. 1937). По возрасту и сану святитель Серафим возглавляет Собор Святых Бутовских Мучеников.

 

 

По дороге в Князь-Владимирский собор

Этот старинный петербургский собор хорошо известен многим бутовским паломникам: летом 2010 года мы совершили Крестный ход по святым местам Санкт-Петербургской епархии (о чем в «архивной памяти» бутовского сайта можно найти немало сведений). И теперь нам было радостно вновь встретиться с уже знакомыми петербургскими святынями.

Наша группа (к которой некоторое время назад успел присоединиться известный петербургский исследователь трагических мест этого города Анатолий Яковлевич Разумов) едет на встречу с настоятелем храма – протоиереем Владимиром Сорокиным. Он же - настоятель строящегося на Левашовском мемориальном кладбище, куда мы также намерены отправиться, часовни-памятника Всех Святых, в земле Санкт-Петербургской просиявших.

По дороге Анатолий Яковлевич обращает наше внимание на многие исторические детали своего города. Так, Миллионная улица, замечает он, еще в недавние времена носила имя революционера-террориста Степана Халтурина, одного из организаторов взрыва в Зимнем дворце в 1860 году. Теракт был направлен против Российского Императора Александра II, но не достиг своей главной цели. В тот день погибло 11 и было ранено 56 караульных военнослужащих – героев русско-турецкой войны. «Кстати, - говорит А.Я. Разумов, - в нашем городе 3-х революций улиц, ранее носивших имена революционеров, когда-то было очень много, теперь - почти нет».

Неподалеку «проплывают» Петропавловский собор и крепость. Некоторое время назад, рассказывает наш петербургский друг, с обратной стороны крепости, со стороны Артиллерийского музея, была сделана важная историческая находка, также связанная с предметом наших общих интересов - местами массовых казней начала ХХ века. «По останкам и найденным на сегодняшний день предметам личного обихода было выявлено захоронение около 100 человек. И среди них – останки известного офицера, героя-инвалида русско-японской войны, расстрелянного в составе известной группы». Конечно, необходима судебно-медицинская экспертиза. Однако уже сегодня понятно, что Петербург обрел еще одно место памяти, о котором пока еще мало что знают горожане.      

Анатолий Яковлевич глубоко убежден в необходимости продолжения работ по выявлению таких мест и установлению имен безвинно убиенных. Но делать это, признается он, бывает очень трудно.

Рассказчик особо задерживает наше внимание на истории расстрелов, что велись рядом с Петропавловской крепостью, и следы которых открылись только теперь. «Работая в архиве госбезопасности, - говорит он, - на сегодняшний день я изучил все предписания на расстрелы и акты приведения приговоров в исполнение с 1918 по 1941 гг. Документально можно подтвердить, что эти находки относятся к 1918 году – «времени заложников». Почему?

Лишь в 1919 году, замечает Анатолий Яковлевич, расстрелы перенесли из города (где было трудно соблюдать условия секретности) на артиллерийский Ржевский полигон. А тогда, в 1918 году, начинали расстреливать прямо здесь, в Петропавловской крепости, где содержались заключенные и, возможно, -заложники, хотя часть заложников содержалась в тюрьме на тогдашней Нижегородской, 39.

В 1918 году (в отличие от 1919 г. – Авт.) при расстрелах, видимо, еще не различали заложников и заключенных. Людей расстреливали прямо по выводе из камер. Отсутствуют на тот период времени также сведения об обысках.

Только с 1919 года стали появляться служебные записки с описями изъятого, в которых значатся нательные кресты, иконки, кольца, какие-то предметы личного обихода... Все это теперь официально должно было поступать в пользу государства.

В списках заложников 1918 года, расстрелянных у Петропавловской крепости, упоминается и староста Князь-Владимирского собора, куда мы теперь подъезжаем. Он был купцом 3-ей гильдии, известным в городе человеком.

 

В те годы «Дела», - продолжает свой рассказ А.Я. Разумов, - а с ними работать особенно трудно, представляли собой некий ворох подшитых бумаг. Здесь же - список заложников, подлежащих расстрелу. И к нему прилагается служебная записка на имя начальника учетной части ПетроЧК тов. Пиппора. В ней младший по званию и по должности сообщает: «Товарищ Пиппор! Мною в корзине выброшенных бумаг найден документ большой исторической важности. Это – список заложников времени, так называемого, «красного террора». Мне кажется, что этот документ нужно учесть, и все эти имена – поставить на учет. С товарищеским приветом, … Дата - 1921 год».

Вот так, лишь по прошествии 3-х лет, в корзине выброшенных бумаг был случайно обнаружен список безвинно пострадавших людей. А в нем – только фамилии, имена и отчества (и в лучшем случае что-то еще. – А.Р). Часто – без года рождения.

Из этого списка и из адресной книги «Весь Петербург» мы и узнали о последних днях старосты Князь-Владимирского собора.

Судьбы же многих других людей остаются неизвестными. Надежда только на находки, на семейные предания и на дальнейшую работу нашей памяти…».

 

Из материалов современных СМИ: «К 1918 году число заключенных в Петропавловской крепости составляло 500-600 человек. Конец 1917 - начало 1918 года были временем стихийных расстрелов и самосудов. Тюрьма Трубецкого бастиона и гауптвахты крепости с декабря 1917 года вошли в систему тюрем ВЧК. С объявлением «красного террора» ситуация изменилась: был введен институт заложников, а массовым арестам и расстрелам был придан статус законности.

В числе расстрелянных в Петропавловской крепости были и представители Императорского Дома - великие князья Дмитрий Константинович, Николай Михайлович, Павел Александрович и Георгий Михайлович. Точное место их захоронения до сих пор не установлено».

 

В гостях у отца Владимира Сорокина

 

На «корабле спасения»Встреча с отцом Владимиром СорокинымНастоятель Князь-Владимирского собора на Петроградской стороне как всегда радушно встретил нас у главных ворот. Отец Владимир с большой любовью рассказывает нам о своем старинном – 220-летнем, никогда не закрывавшемся соборе, что принимает нас в свои объемы словно «корабль спасения»: «с Господом на Горнем месте и со святыми, с которыми мы все вместе молимся».

В течение шести десятилетий ХХ века, говорит батюшка, под его сводами пребывала чудотворная Казанская икона Божией Матери – храмовый образ Казанского собора, превращенного богоборческой властью в музей религии и атеизма.

В скорбные блокадные дни к «Заступнице усердной» притекали многие не потерявшие веры и надежды жители тогдашнего Ленинграда. Теперь же чудотворный Богородичный образ вернулся на свое прежнее место – во вновь открывшийся и переосвященный Казанский собор.

Службы в Князь-Владимирском соборе идут ежедневно. В год бывает до 1,5 тысяч крещений. Активно ведется катехизаторская работа, особенно с молодежью. Вот только места для встреч недостаточно.

Всероссийский Помянник

Вместе с о. Владимиром подходим к электронному Всероссийскому Помяннику, созданному в 2008 году. На данный момент, замечает отец настоятель, сюда внесены сведения о блокадниках Ленинграда (более 1 млн. человек); погибших в годы Великой Отечественной войны (11, 5 млн. человек); жертвах репрессий (около 3 млн. человек) - база данных предоставлена обществом «Мемориал» ; Ленинградский мартиролог (около 50 тыс. человек) и многие другие сведения, включая списки Героев Советского Союза (10 тыс. человек), кавалеров орденов России, Советского Союза, списки героев-подводников, участников Сталинградской битвы, жертв Чернобыльской катастрофы, имена воинов, погибших в Афганистане…

Любой из нас может оказать помощь в пополнении этой базы данных.

В тот день узнали мы здесь и о том, что при храме ведется сбор и обработка сведений о жертвах богоборческих гонений на веру и верующих. Многие имена страдальцев уже опубликованы в составленном под редакцией протоиерея Владимира Сорокина «Синодике гонимых, умученных, в узах невинно пострадавших православных священно-церковнослужителей и мирян Санкт-Петербургской епархии. ХХ столетие». И эта работа также продолжается.

Только из числа служивших в Князь-Владимирском соборе было репрессировано 87 человек. Их фотографии и сведения о них мы видим перед входом в храм.

Напутствие в дорогуТрудное расставание отцов-настоятелей

Уже провожая нас к автобусу перед нашим отъездом в Левашово, о. Владимир замечает, что мыслит строительство храма-часовни на Левашовском мемориальном кладбище не за счет «богатого дяди», а на кружечный сбор, чтобы вовлечь в этот созидательный процесс как можно больше простых людей.  

 

На Левашовском мемориальном кладбище

По дороге в Левашово наш петербургский гид Анатолий Разумов, изучивший сотни тысяч следственных дел, признается, что считает своим долгом рассказывать современникам и потомкам правду о том, что происходило с нашей страной и с нашими людьми в страшные годы массовых политических репрессий. В частности, о том, что происходило здесь, на Левашовской пустоши.

На Русской Голгофе в «городе трех революций»

Это кладбище, говорит он, как могильник НКВД (подобно Бутовскому), возникло в 1937 году. Почему 1937 год? Если говорить попросту, объясняет рассказчик, то это был год юбилейный: год 20-летия Октябрьской революции, органов ВЧК, ОГПУ, НКВД, год завершения второго пятилетнего плана строительства социализма. По этому плану предполагалось, что к концу данной пятилетки в стране должны будут полностью исчезнуть остатки чуждых враждебных классов. Но возможно ли было себе представить, что этот план будет воплощаться в жизнь «в буквальном смысле»? Кто мог предвидеть катастрофу такой глубины?

В 1936 году, напомнил Анатолий Яковлевич, была принята «сталинская» Конституция. В ней объявлялось, что в 1937 году в нашей стране будут проведены всеобщие равные тайные выборы, к которым будет допущено все совершеннолетнее население.

Естественно, предполагалось подведение и определенных итогов 20-летнего пути развития «победоносной революции», заложившей основы строительства нового счастливого безбожного общества.

Анатолий Разумов - сердце, отданное ближним

Но очень скоро выяснилось, что далеко не все люди понимают эти задачи и принимают жизнь таковой, как это виделось руководству. Во время прошедшей в 1937 году переписи населения в СССР верующих (среди лиц в возрасте 16 лет и старше) оказалось больше, чем неверующих: 55,3 млн. против 42,2 млн., или 56,7% против 43,3% от числа всех, выразивших свое отношение к религии. В действительности же верующих было еще больше. 

И руководители огромной страны, сосредоточившие в своих руках безраздельную власть, возомнили, что можно в течение одной большой карательной кампании очистить государство от всех неблагонадежных элементов, сделав это точно ко времени выборов в Верховный Совет страны, намеченных на 1937 год.

Поначалу речь шла о тех, кто когда-либо состоял на учете в органах ВЧК, ОГПУ, НКВД. О тех, кто когда-либо привлекался к ответственности, арестовывался, вел нелояльные разговоры. О тех, кто имел родственников за границей и продолжал с ними сношения. О выходцах из классов, считавшихся враждебными революции (дворянства, духовного и купеческого сословия и т.д.). О тех, кто лишался избирательных прав... Тогда же и были спущены планы на основании контрольных цифр: сколько человек в каждой области, в каждой республике, в каждом крае нужно расстрелять, а сколько посадить в тюрьму или лагерь в течение 4-х месяцев, то есть точно ко времени первой годовщины «сталинской» Конституции и выборов в Верховный Совет.

По газетам Ленинградской области тех лет видно, что людям очень хотелось верить тому, что им объясняли. Тому, что тогда печатали и говорили по радио… Многие люди верили, что если состоятся всеобщие равные тайные выборы, то к власти действительно смогут прийти настоящие честные люди, которых они, как избиратели, выдвинут. Стали думать о выдвижении честных принципиальных рабочих, которые борются за права трудящихся; священников, которые не отступают от своей веры и помогают людям всем, чем могут. То есть - о выдвижении людей с совестью. Но это, конечно, было по тем временам невозможно. Вот на этом фоне и развернулись массовые операции НКВД. Причем, карательных операций было сразу две.

Первая – на основании приказа Наркома внутренних дел Н. Ежова №00447. (По данным СМИ: массовые репрессии периода «ежовщины» осуществлялись руководством страны на основании «спущенных на места» Николаем Ежовым цифр «плановых заданий» по выявлению и наказанию т.н. «врагов народа».

В ходе «ежовщины» к арестованным нередко применялись пытки, не подлежавшие обжалованию приговоры к расстрелу часто выносились без судебного разбирательства и немедленно приводились в исполнение.

По данным современных историков, общее число лиц, осужденных к высшей мере наказания и расстрелянных в период «ежовщины» за два года (1937-38 гг.) составляет 681 692 человека).

Тогда же развернулась и вторая карательная кампания по так называемым «национальным линиям», направленная «против иностранных шпионов, диверсантов, вредителей и террористов». Первый «национальный» приказ №00439 - по немцам, №00485 - по полякам, №00593 - харбинский приказ, №49990 – латышский… Был также приказ и о репрессировании жен изменников родины и т.д.

Отдельная директива поступила в Ленинград по Соловецкой тюрьме. Соловецкие репрессии, отмечает А. Разумов, проводились через Ленинградское Управление НКВД. Почему? Возможно, оттого, предполагает рассказчик, что в его оперативном управлении до лета 1937 года находилась Карелия и практически весь Северо-Запад.

С началом операции в каждом регионе были созданы «тройки» для того, чтобы без суда выносить приговоры. Согласно приказу №00447 по Ленинграду и Ленинградской области за 4 месяца должны были расстрелять 4 тыс. человек и 10 тыс. человек посадить в тюрьмы и лагеря.

По национальным же линиям план не определялся. Однако исполнители считали своим долгом как можно больше людей арестовывать и приговаривать, что обычно и исполнялось.

Массовые аресты начались по всему Советскому Союзу одновременно - 5 августа 1937 года. Но куда было девать расстрелянных?

До 1937 года, говорит А.Разумов, расстрелянных потихоньку по ночам хоронили на городских кладбищах. Так было и в Ленинграде. Но теперь только за 4 месяца надо было расстрелять как минимум 4 тыс. человек! Где хоронить? Тогда-то и был создан тайный могильник за высоким забором возле поселка Левашово, примерно, в 20 км от центра города. Там, в хорошо охраняемой приграничной зоне близ территории воинской части, было легко организовать конспирацию и доставку тел. Официально считается, что людей расстреливали в городе и уже расстрелянных привозили в Левашово на специальных фургонах.

По этой-то дороге скорби, Выборгскому шоссе, мы и прибыли на Левашовскую пустошь.

Горсть святой левашовской земли для Бутова: единая скорбь – единая память!

Могильники, подобные левашовскому, говорит А.Я. Разумов, возникали у каждого тогдашнего крупного города – административного центра в нашей стране. В Москве – это были Бутово и Коммунарка. «Практически до наших дней в том состоянии, в каком они были в 30-е годы, только эти 3 могильника и достояли со всей их охраной - воинскими подразделениями КГБ, по состоянию на 1989-90-й гг. А затем были переданы городским властям и Церкви».

 

Анатолий Яковлевич вспоминает о том, как сложился современный вид Левашовского кладбища, этого места святой памяти.

«Когда мы впервые входили в эти ворота, - признается он, - нас охватило впечатление общего давящего ужаса: большой тяжелый хвойный лес, заросшие высокой травой поляны и также заросшая узкая тропа, ведущая внутрь места, связанного с расстрелами. Безмолвно и медленно продвигались мы в центр захоронений.

Но уже первые из пришедших сюда принесли с собой ленточки, портреты, записки… Так, потихоньку на деревьях и бугорках начали появляться знаки памяти. Это была инициатива самих людей, не ожидавших никакой общественной поддержки. Так продолжалось первые два года.           

А позже вдруг неожиданно сошлись два мнения: чиновничье и активистов-общественников в том, что людям надо запретить оставлять эти маленькие памятнички. Всё принесенное сюда людьми предлагалось собрать и разместить вдоль бывшей охранной собачьей тропы у забора: пусть посетители ходят по охранной тропе и смотрят на памятнички. И это было в 1992-94-м годах, когда шла борьба за упорядочение всего происходившего здесь.

 

Наши батюшки – протоиерей Кирилл Каледа, протоиерей Анатолий Фролов - настоятель храма святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси в Клину и отец диакон Александр, клирик одного из православных храмов Парижа – участник нашего северного паломничества, соборне совершили литию у Русского православного памятника-креста (авт. Д.Богомолов), установленного здесь в октябре 1993 года. Внизу его - слова молитвы: «И сотвори им вечную память», что начертаны на гранитном подножии.

Беседа о главном

А после мы все прошли по тропинкам этого скорбного места, где, только по официальным данным, нашли свое упокоение около 19,5 тыс. человек. Вот Польский католический памятник с надписью на камне: «Прощаем и простите нас». Памятник «Украинцам – жертвам политических репрессий». Памятник погибшим норвежцам, на котором начертано:

Страха нет пред властью тьмы.

Звезды свет подарят.

Белорусско-литовский памятник, одним из авторов которого является наш петербургский друг белорусского происхождения Анатолий Яковлевич Разумов. Памятник погибшим евреям с надписью: «Благословен Ты Бог наш дарующий жизнь». Поклонный крест «Блаженной памяти репрессированных насельниц Горицкого Воскресенского женского монастыря». Ингерманландский финский памятник с надписью: «Так говорит Господь Бог: от четырех ветров приди дух, и дохни на этих убитых, и они оживут» (Иезекииль. 37.9). Памятник «Ассирийцам Ленинграда, безвинно расстрелянным и замученным в ГУЛАГе в годы сталинских репрессий» с именами погибших.

Есть здесь и памятник 154 глухонемым, расстрелянным в 1937 году. И христианам-трезвенникам, община которых и сегодня жива в Гатчинском районе Ленинградской области. Тогда их высылали в основном в Оренбург, где были расстреляны 280 членов общины. На камне начертано: «Вечная память Братцу Иоанну Чурикову и всем Трезвенникам, души положившим за Веру Христову и трезвую жизнь в годы гонений».

Всего же на этом, одном из крупнейших кладбищ Санкт-Петербурга, захоронено, по утверждению неофициальных источников, свыше 45 тысяч несчастных жертв массовых политических репрессий 1937-1953 годов.

---

Мы покидаем Левашовское кладбище, и мысли наши печальны. Неужели же весь этот страшный опыт по истреблению своего народа было возможно когда-нибудь распространить по всему свету как пример созидания «новой счастливой жизни» для всего человечества, о чем мечтали наши вожди? Нет. Никогда не удастся человеку в слепой и безбожной гордыне своей выстроить до небес новую Вавилонскую башню. Бог не допустит. Тщетными окажутся все наши людские усилия. И воистину сказано: «… если Бог хочет наказать, так отнимет прежде разум».

 

Святые Новомученики и Исповедники Российские, молите Бога о нас.

  

Николай и Наталья Минины

(продолжение следует)

Фотогалерея