3.png
Бутовский полигон – крупнейшее в Московском регионе место массовых расстрелов и захоронений жертв сталинских репрессий. Сегодня известны имена 20760 человек здесь убиенных. Эти люди были расстреляны в течении очень короткого периода времени, с августа 1937г. по октябрь 1938, а полигон функционировал с 34 по 53 год…
Те, о ком мы знаем – мужчины и женщины в возрасте от 14 до 82 лет, представители 73 национальностей, всех вероисповеданий, всех сословий, но большинство из них, простые рабочие и крестьяне – русские православные люди.
Около 1000 человек, из числа погребенных в Бутово, пострадали как исповедники Православной Веры, более трехсот, сегодня прославлены в лике святых.
Название нашего сайта – martyr (мартир), происходит от греческого μάρτυς, что в буквальном переводе значит – свидетель, на русский чаще переводится как мученик. Сайт посвящен, прежде всего, убиенным на Бутовском полигоне за Православную Веру, но не только. Мы собираем и публикуем материалы о всех пострадавших в Бутово и иных местах в годы репрессий, независимо от их национальности и вероисповедания.
france Spain

Святитель Московский Петр и его молитва о Русской Земле

Art01crop31 марта, в последний день весенних каникул, группа учащихся нашей воскресной школы совершила прогулку по Москве, посетив Высоко-Петровский монастырь и храм преп. Сергия Радонежского в Крапивенском переулке.

Знакомство с историей Москвы и её святынями нередко таит в себе неожиданные открытия. Так было и в этой поездке, позволившей нам прикоснуться к эпохе возвышения Москвы. Выходим из метро «Чеховская» и идём вдоль Страстного бульвара. Рассматриваем карту Москвы. Находим улицу Петровку и Петровский бульвар: мы у цели. Заходим в Высоко-Петровский монастырь.


Высоко-Петровский монастырь.

Art02Обитель, основанная святителем Петром в первой четверти 14-го века, является одним из старинных московских монастырей. Наиболее древний из храмов построен в 1514-1517 гг. и посвящён митрополиту Петру, сейчас он воссоздан в первоначальном виде. Большинство каменных построек были сделаны здесь в конце 17 века по указу Петра I на средства бояр Нарышкиных – предков и родственников императора Петра I по материнской линии. Усадьба Нарышкиных находилась на Петровке по соседству с монастырём, и впоследствии вошла в монастырский комплекс, а Боголюбский собор стал их родовой усыпальницей. На границе прежней территории Высоко-Петровского монастыря и бывшей усадьбы в 1690-93 годах был возведен трапезный храм во имя преподобного Сергия Радонежского, прототипом которого послужил построенный несколькими годами ранее трапезный храм в Троице-Сергиевой Лавре. Оба храма были созданы как благодарение святому Сергию за избавление молодого царя от происков боровшейся с ним за власть сводной сестры Софьи. Эта борьба в 1689 году завершилась полной победой Петра. Однако предшествовало этому бегство 17-летнего царя, извещенного о готовящемся покушении стрельцов, из Москвы под покров преподобного Сергия в Свято-Троицкую Лавру.

Значительный ущерб Петровскому монастырю был причинен во время Отечественной войны 1812 года. В нем были размещены на постой тысяча французских кавалеристов. Все храмы обители были осквернены и разграблены, хотя ризницу и особо ценные реликвии удалось вывезти в Ярославль. Маршал Мортье, назначенный Наполеоном военным губернатором Москвы, устроил в монастыре свою резиденцию. Здесь он приговаривал к смертной казни москвичей, подозревавшихся в поджогах города. Их расстреливали у монастырских стен со стороны Петровского бульвара и тут же в монастыре, у колокольни, хоронили.

Art03Новая буря обрушилась на монастырь уже в 20 веке. В 1918 году он был официально закрыт, а все церковное имущество национализировано. Однако церковная жизнь в обители не прекратилась. С 1923 года здесь нашли пристанище насельники закрытой Свято-Смоленской Зосимовой пустыни, создавшие при монастыре сеть тайных монашеских общин. Девять клириков, насельников и прихожан монастыря в настоящее время прославлены в Соборе Новомучеников и Исповедников Российских.

Богослужения в монастыре возобновились в 1992 году, а в расположенном рядом с ним храме преп. Сергия Радонежского в Крапивенском переулке – с 1991 года. Служил здесь приснопамятный протоиерей Глеб Каледа (1922-1994). Впоследствии многие члены церковной общины, созданной отцом Глебом, продолжили своё служение в храме Святых Новомучеников на Бутовском полигоне.


Святитель Московский Петр.

Житие святителя Петра сегодня мало знакомо широкому кругу верующих, а оно настолько интересно и поучительно, что стоит хотя бы кратко на нём остановиться. Происходил первый московский святитель из западных областей Руси. Родился он на Волыни во второй половине 13-го века. Русские княжества тогда не были объединены в централизованное государство, но их объединяла общая Православная вера. Во главе Русской Церкви стоял митрополит, носящий титул Киевского и всея Руси. Посвящение митрополитов проходило в Константинополе. В 1299 году Киевский митрополит Максим после очередного разграбления Киева татарами окончательно покинул эту древнюю столицу и перенёс свою резиденцию в северо-восточную Русь во Владимир на Клязьме. Такое удаление митрополита вызвало недовольство Галицкого князя Юрия Львовича, который решил добиваться образования особой Галицкой митрополии. Выбор князя пал на святого Петра, который к этому времени стал игуменом основанного им монастыря на реке Рате в Галиции, севернее Львова. Смиренный подвижник был известен как мудрый наставник братии и изрядный иконописец. Его и послал Галицкий князь в Константинополь для посвящения в митрополиты Галицкие. В это время в 1305 году преставился митрополит Максим. Великий князь Михаил Ярославич Тверской отправил в Царьград для посвящения в митрополиты своего кандидата – игумена Геронтия. Тот взял с собой из Владимира святительские облачения и жезл митрополита Максима, а также икону Богородицы, написанную игуменом Петром. Плывущему по Черному морю Геронтию, ночью во время бури явилась Божия Матерь и сказала: "Напрасно трудишься, сан святительский не достанется тебе. Тот, кто написал Меня, Ратский игумен Петр, возведен будет на престол Русской митрополии". Слова Божией Матери в точности исполнились. Святитель Афанасий Константинопольский возвел Петра на Русскую митрополию и передал ему святительские облачения, жезл и икону, привезенные Геронтием. Русская Церковь осталась неделимой, святитель Петр был утверждён митрополитом всея Руси.


Выбор святителя Петра.

Мудрый и кроткий архипастырь, святитель Петр неустанно заботился о благе всей Русской Земли. Хорошо известен и знаменателен сделанный им выбор града Москвы, как места для своего проживания и последнего упокоения. Преставился Святитель в 1326 году в Москве и был похоронен в Кремле, в строящемся по его благословению Успенском соборе. Он предсказывал московскому князю Ивану Калите грядущее возвышение Москвы и освобождение Руси от татаро-монгольского ига. В трудное время татарских грабежей и княжеских междоусобиц, не связанный земными интересами, он смотрел на происходящее с духовных позиций. Почитание святителя Петра как святого на Руси было настолько сильным, что его канонизация состоялась спустя всего 13 лет после кончины. И все последующие русские митрополиты по его примеру выбирали местом своего пребывания не самый большой и не самый знатный тогда город Москву. Почитали и почитают святителя Петра и на Украине. Только там предпочитают называть его митрополитом Киевским или Петром Ратским, по основанному им в Галиции монастырю. И кому-то очень трудно принять, что уроженец Юго-Западной Руси стал одной из ключевых фигур в возвышении Москвы. Сам же святитель Петр не делил русские княжества на восточные и западные, северные или южные, а молился о всей Русской Земле:

«Господи, прости нас грешных, прости нас, в глухом беспамятстве растоптавших и предавших забвению святыни предков наших. Прости нас, озлобленных, жестоких и не помнящих родства. И да оживут церкви и храмы Твои, и да восстановится связь времён, и да наполнятся светом и любовию души людей, и да возгорится свеча всей русской земли. Аминь».

Слова этой молитвы помещены в монастыре у иконы святителя. Как они сейчас нужны и современны!


По Петровке.

Art04cropСамый большой храм Высоко-Петровского монастыря посвящен преп. Сергию Радонежскому. Здесь собрано много святынь, среди которых мы увидели и знакомый нам по поездке в Осташков резной образ преп. Нила Столобенского. Уже за стенами обители в Крапивенском переулке находится ещё один храм преподобного Сергия. В нём выставлен для поклонения Честной Крест с мощами более трёхсот святых. Изготовлен Крест по благословению патриарха Никона в размер Креста Господня из кипариса, привезённого из Иерусалима. Рядом с храмом – сохранившееся здание бывшего подворья Константинопольского патриархата, построенное в конце 19 века.

Затем мы продолжили своё путешествие по Петровке, и спустились к самому центру Москвы – Кремлю, пройдя той же дорогой, которой ходил в Кремль семь столетий назад первый московский святитель, творя в сердце молитву о спасении всей Русской Земли.


 Art05cropArt06cropArt07crop  

 

 

 







Art08crop

Art09crop

Art10crop

 

   

 

 

 

 

 

 

 








В заметке использованы материалы сайта Высоко-Петровского монастыря

Артамонов В.Б.