3.png
Бутовский полигон – крупнейшее в Московском регионе место массовых расстрелов и захоронений жертв сталинских репрессий. Сегодня известны имена 20760 человек здесь убиенных. Эти люди были расстреляны в течении очень короткого периода времени, с августа 1937г. по октябрь 1938, а полигон функционировал с 34 по 53 год…
Те, о ком мы знаем – мужчины и женщины в возрасте от 14 до 82 лет, представители 73 национальностей, всех вероисповеданий, всех сословий, но большинство из них, простые рабочие и крестьяне – русские православные люди.
Около 1000 человек, из числа погребенных в Бутово, пострадали как исповедники Православной Веры, более трехсот, сегодня прославлены в лике святых.
Название нашего сайта – martyr (мартир), происходит от греческого μάρτυς, что в буквальном переводе значит – свидетель, на русский чаще переводится как мученик. Сайт посвящен, прежде всего, убиенным на Бутовском полигоне за Православную Веру, но не только. Мы собираем и публикуем материалы о всех пострадавших в Бутово и иных местах в годы репрессий, независимо от их национальности и вероисповедания.
france Spain

Пешее паломничество под Покровом Богородицы

станция ПокровАктивная паломническо-туристическая деятельность СТК «ФОРТ-РОСС» не утихает и в осеннее время. Хотя собраться в поход молодежи Православного Прихода храма свв. Новомучеников и Исповедников Российских в Бутове не так просто как в дни каникул. Однако желание посетить памятные места, связанные с жизнью Бутовских святых, да и просто порадоваться общению с природой не покидает нас осенью.

20-21 сентября состоялось пешее паломничество, которое лучше всего характеризуется словами «под Покровом Богородицы».

Судите сами: началось оно в Покрове Владимирской области, названному так от древней церкви Покрова Пресвятой Богородицы, давшей начало посаду, а затем и городу. Продолжилось посещением Свято-Введенской Островной пустыни (женского монастыря) и завершилось празднованием Рождества Пресвятой Богородицы в храме Тихвинской Иконы Божией Матери с.Иваново. Так что все эти дни мы путешествовали и жили под крылом Царицы Небесной, и само событие было светлым и радостным, как и погода, стоявшая в окрестностях Москвы и западной границы Владимирской области в дни паломничества.

Но, все по порядку.
Прохладным утром 6 участников похода воспользовались чредой электричек (Бутово-Курский вокзал(пересадка) – Покров), и уже через 3,5 часа вышли из переполненного вагона на станции Покров.

Выдвижение к городу прошло без приключений. Первые километры даются, как правило, легко, несмотря на пыльную автодорогу, вдоль которой пролегал наш путь. Вот впереди показались купола Покровского храма – мы вошли в центр малого русского города Покров. Поскольку расписание нашего движения было достаточно строгим, мы только поклонились в сторону Покровской церкви и прошествовали по намеченному маршруту.

Как сильно пострадал старый Покров под натиском новых времен. Но кое где остались фрагменты старины: вдоль одного из домов сохранился фрагмент каменной мостовой, а на фасадах некоторых домов видны следы утраченного резного декора.

Наш путь лежал на северо-запад. Проходим сквер, в котором стоит памятный крест: здесь было кладбище, уничтоженное в советские годы. Среди выбитых на камне-основании Креста надписей читаем одну: «Невинно загубленным согражданам нашим». Это созвучно мемориальной деятельности на Бутовском полигоне – люди стараются помнить тех, кто погиб в ХХ веке с годы нестроений.

Город кончается, начинается сосновый бор. Впереди блеснула водная гладь. Мимо живописного, но опустевшего пляжа Черного озера, по лесным опушкам, поросшим спелой брусникой, мы идем к нашей первой цели – Свято-Введенскому островному монастырю.

Под ногами песок, а в нашем небольшом обществе разговоры обо всем: о Церкви, о жизни, о путешествиях и страна, о красоте окружающего нас леса, о солнечной погоде. Мы особо не заметили как вышли на асфальтовую дорогу, которая привела нас, минуя забор спец.поселения, к бетонному мосту. Этот мост соединяет берег тихого озера и берег озерного острова, над которым высятся кресты большого храма. Мы входим в островной монастырь.

История Свято-Введенской Островной пустыни типична для монастырей нашей страны: периоды духовного расцвета, сменялись практически полным упадком, потом назначался новый игумен и снова число братии увеличивалось и духовная и молитвенная слава разрасталась…

После революции полное разорение – и как финал приспособления острова к реалиям советского времени – тюрьма для малолетних правонарушительниц.

С 1990-х годов обитель возвращена Русской Православной Церкви. Жизнь, теперь уже женской обители преображает остров, восстанавливаются храмы – Никольский и Введенский.

У трапезной маленькие девочки из приюта, окормляемого монастырем, чистят картошку, слушают музыку в наушниках и болтают – никуда не денешься, современные монастыри стали другими…

А у нас после молитв в храмах монастыря передышка и обед: на удивление вкусными оказались постные морковные коржики, мы пьем чай и кусаем монастырские пирожки, сидя за столом на берегу озера. Крупный нагловатый местный кот требует своей доли колбаски, угощаем попрошайку, который не унимается, сучит лапками, мяукает, и требует вкусненького снова и снова…

Наш «привал» подошел к концу, впереди еще 10 км незнакомых дорог до села Иваново, пора идти дальше. Обратная дорога частично повторяет наш путь к монастырю. А от Черного озера мы поворачиваем на северо-восток. Снова сосновый бор, сухой прозрачный и без брусники. Топкие берега озера местами можно преодолеть только по положенным бревнам – видно, что дорожки здесь прохожие. Спрашиваем встречных людей: правильно ли идем в сторону деревни Масляные Горочки? Подтверждают, что идем верно. Снова опушка, болотце, впереди видны домики. Толи деревня, толи коттеджный поселок не разберешь – людей на участках не видно. Дорога забирает в горку, потом начинает спускаться вниз, и мы выходим к стоящему у дороги Кресту. Крест установлен совсем недавно – даже одна из лямок, при помощи которых устанавливали его лежит рядом с забетонированной площадкой. Когда видишь такие Кресты, всегда радуешься – не забывают наши соотечественники веру Православную. Поем тропарь Кресту. Ребята подустали – решено, здесь у Креста и организуем очередной привал. Подъедаем взятые из дома яблоки, утоляем жажду остатками воды.

Снова в путь. Проходим мимо деревни Аниськино. Кругом поля, жалко, что заброшенные. Дальше дорога вводит на трассу Покров-Киржач, несколько сот метров идем вдоль автодороги, а затем пересекаем ее и углубляемся в лес. Нам остался последний этап маршрута – он дается наиболее сложно, ведь за день нашей пешей прогулки все устали. Последний привал буквально в 2 км от Иваново. Лежим на мягком мху, ноги гудят, но отдых нас бодрит.

И вот мы входим в Иваново – по длинной ул.Центральной идем вдоль ряда деревянных домиков и коттеджей. Субботний вечер, впереди видим колокольню храма в честь Тихвинской иконы Божией Матери. Мы достигли основной цели нашего путешествия. Здесь в предвоенные годы XX века служили прот. Сергий Руфицкий и псаломщик Димитрий Рудаков. В 1937 году вместе в один день они были арестованы, и через несколько недель следствия расстреляны на Бутовском полигоне. Приняв смерть за Христа, они стали святыми Бутовскими и Ивановскими.
Заходим в церковь, заносим наши рюкзаки. В храме около 50 человек ожидают вечерней службы – начинается праздник - Рождество Пресвятой Богородицы. Служба течет привычно, вечерня, лития, шестопсалмие, утреня… Ребятам тяжеловато – весь день на ногах и теперь опять стоим. Часть нашей группы вышла на церковные ступени – посидеть – отдохнуть.

Служба подходит к концу, батюшка о.Александр – настоятель храма спрашивает о нашем самочувствии, дает распоряжения для нашего устройства на ночлег. Как в стародавние времена, матушки-хозяйственницы рады паломникам: нас кормят вкусным супом и размещают в теплом удобном домике.

Над нами темно-синее ночное небо, полное звезд, вспоминаем их имена и названия созвездий. Как все-таки все замечательно устраивает Господь, слава Ему!
После длинной дороги, службы и молитвенного чтения сон наступает быстро, несмотря на то, что лежим в спальных мешках на деревянном полу.

Утро радует солнцем, бодрящей прохладой, травой, сверкающей инеем и тем, что для прихода на службу надо сделать всего несколько шагов.

Четко как по расписанию идет Литургия. Чтение Евангелия, после него о.Александр произносит проповедь о приходе в наш мир Пресвятой Богородицы, которая стала началом человеческого естества Господа нашего Иисуса Христа. Мы с удовольствием слушаем. Это не удивительно, мало мы слышали таких превосходно владеющих словом проповедников: эмоциональность рассказа о величине подвига Богородицы, поддерживается словами Святого Писания, сюжетами из жизни, ссылками на личный опыт.

Литургия вступает в основную часть – Евхаристический канон. В храме тихо, хорошо слышно хор, возгласы священника, все соединены ожиданием чего-то важного…

У входа в церковь собираются родители с малыми детьми. Ровно в 10.00 батюшка выносит Чашу со Святыми Дарами.
Часть наших путешественником причащается Святых Таинств.
Дальше молебен Пресвятой Богородице.

Гостеприимные хозяева приглашают нас на трапезу: все по-домашнему просто и вкусно. У нас есть время – пакуем наши вещи.

С треб возвращается о.Александр, мы очень хотели пообщаться с батюшкой, который не только служит в этом сельском храме, каких сотни на просторах России, он еще и известный православный писатель. Его рассказы на блоге и изданные в книжках читаемы наравне с литературными зарисовками о православной жизни наших современников: архимандрита Тихона (Шевкунова), священников Андрея Ткачева, Ярослава Шипова.

Сама собой завязывается беседа, ощущение, что мы давно и прочно знакомы. Мы интересовались, сохранились ли какие-то документы, вещи, принадлежавшие Ивановским-Бутовским новомученикам Сергию и Димитрию? «К сожалению, ничего не сохранилось», - отвечает о.Александр, - «Народ села полностью сменился в послевоенные годы. Поэтому, добавить новых фактов к уже имеющейся информации не получится».

Речь заходит о хранителях Православия в советские годы. Батюшка Александр говорит, что хранится память о православном философе Сергии Фуделе, который жил в Иваново длительное время вплоть до своей смерти, и похоронен на местном кладбище. Можно посетить дом, в котором жил Сергий Фудель, сохранились вещи, принадлежавшие этому непрославленному пока исповеднику веры Христовой.

Мы рассказываем о Бутовском полигоне и событиях на нем, о.Александр делится воспоминаниями об окружающей местности и ее жителях: порой удивительными, часто забавными, иногда трагическими. Каждый даже короткий рассказ как законченная новелла – добрая и душеполезная.

В самый разгар нашей беседы видим знакомую фигуру сотрудницы храма на Бутовском полигоне – Людмилы Александровны. Вот уж радостная встреча, хотя и ожиданная встреча – мы знали, что ее дача находится поблизости и не исключали, что встретимся на празднике Богородицы в Тихвинской церкви. Вот и увиделись. Людмила Александровна приняла живое участие в продолжении нашей встречи с батюшкой-писателем.

Мы полагали, что пообщаемся с о.Александром не более часа, а уже прошло два. Батюшке нужно на очередные требы, да и нам надо торопиться в обратный путь – впереди 10 км до станции Покров.

Прощаемся с нашими новыми гостеприимными друзьями, договариваемся о новых встречах у нас на Бутовском полигоне или в Иваново.

Людмила Александровна с нескрываемым удовольствием провожает нас до дороги на Покров. Мы проходим через Иваново, пересекаем по мосту реку Вольгу, входим в поселок Вольгинский. В нем приходом Тихвинского храма строится часовня в память исповедника Луки, святителя Крымского, где также планируется открыть Воскресную школу. Белая аккуратная часовня стоит возле поселковой больницы.

Новой дорогой мы идем в обратный путь. Шумит машинами проезжая часть Владимирского тракта. Загазованно, и не очень интересно…

У встречного велосипедиста спрашиваем более короткий и спокойный путь к ст.Покров? К нашей радости получаем утвердительные и четкие рекомендации к изменению маршрута. Довольные, поворачиваем на асфальтированную, но лесную дорогу. Снова относительная тишина и спокойствие. Асфальт приводит к промзоне, дальше надо по тропинке вдоль заброшенных железнодорожных путей и… вот она - станция Покров. До электрички на Москву около 30 минут. Можно зайти в магазин и купить чего-нибудь на полдник.

В поезде обсуждаем увиденное и услышанное. Мы преодолели более 25 км по дорогам Покровского района Владимирской области. Посетили Свято-Введенский островной монастырь и село Иваново - место служения Бутовских новомучеников Сергия Руфицкого и Димитрия Рудакова. Пообщались с прекрасной осенней природой и между собой, встретились с нашими братьями и сестрами в храме Тихвинской иконы Божией, познакомились с замечательным батюшкой Александром… Оба эти дня мы чувствовали любовь и милость Владычицы нашей Пресвятой Богородицы.
Жалко, что многие наши приходские друзья не смогли по разным причинам поучаствовать в нашем пешем паломничестве.

Но мы надеемся, что это путешествие не последнее в рамках деятельности нашего приходского спортивно-туристического клуба «ФОРТ-РОСС». Так что до новых дорог и встреч друзья!

Благодарим за поддержку СТК «ФОРТ-РОСС» компанию «ФОРТ-Технология» - производителя экипировки специального назначения.


Наше паломничество в фотографиях



***

Житие священномученика Сергия (Руфицкого) и мученика Димитрия (Рудакова), в храме Тихвинской иконы Божией Матери с. Иваново служивших, и в Бутове пострадавших.

 

132231Священномученик Сергий родился 6 августа 1884 года в селе Ельцино Покровского уезда Владимирской губернии в семье священника Михаила Ивановича Руфицкого. Отец Михаил служил в храме Тихвинской иконы Божией Матери села Иваново, с которым тесно связана судьба его сына Сергея. Все четверо сыновей отца Михаила окончили Владимирское Духовное училище и Владимирскую Духовную семинарию и стали священниками. В советское время все они приняли мученическую кончину.
Сергей Михайлович окончил семинарию в 1904 году, в 1907 году он был рукоположен во священника и направлен служить в храм села Седиково Ковровского уезда.
В 1907 году овдовела его сестра, муж которой – настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери села Иваново – наследовал это место у их отца священника Михаила Руфицкого, умершего в 1896 году. В 1919 году отец Сергий Руфицкий был переведен в этот храм, и заботы о содержании сестры легли на его плечи. Здесь он служил до своего ареста в 1937 году. Псаломщиком в храме в это время был Дмитрий Иванович Рудаков, с которым у отца Сергия сложились добрые отношения.
Мученик Димитрий родился 20 октября 1879 года в селе Покров Владимирской губернии в семье священника Иоанна Рудакова. В 1889 году он окончил три класса духовного училища. С 1901 по 1914 год служил псаломщиком в храме села Гаврильцево, а в 1914 году перешел в приход храма Тихвинской иконы Божией Матери села Иваново, где и служил до своего ареста. После смерти супруги Дмитрий Иванович вторично женился, у них с Татьяной Федоровной в 1919 году родилась дочь Надежда.
По воспоминаниям прихожан, примерно в 1930 году всем клирикам храма власти предложили публично отречься от веры. Настоятель храма протоирей Сергий Руфицкий и псаломщик Дмитрий Иванович Рудаков категорически отказались от этого. На сделку с властями пошел только диакон храма Николай. Его отречение происходило в клубе перед сельчанами. Он «покаялся» перед людьми в том, что обманывал их, затем ему обрезали длинные волосы, и после этого он немедленно уехал из села.
После отказа от отречения семью Рудаковых раскулачили – у них отняли корову и лошадь, выгнали из дома, а самого Дмитрия Ивановича в 1931 году судили и приговорили к трем годам лишения свободы. Сначала он несколько месяцев провел в Покровской пересыльной тюрьме, а затем был выслан в Вологодскую область. Его супруга Татьяна Федоровна и дочь Надежда сперва мыкались по углам, но вскоре отец Сергий Руфицкий сумел устроить их в церковной сторожке и даже выправить им документы на проживание в ней. Отец Сергий старался всем, чем мог, помогать семье Дмитрия Ивановича, пока тот находился в ссылке.
Татьяне Федоровне подсказали, что можно отправить документы в Москву на пересмотр дела. Она так и поступила. Ходатайство было успешным, в деле были обнаружены нарушения, и приговор отменили. После полутора лет разлуки с близкими Дмитрий Иванович вернулся домой и вновь стал служить псаломщиком в Тихвинском храме.
По воспоминаниям прихожан, в 1933-34 годах с колокольни храма сбросили колокола. Самый большой колокол упал и не разбился, и его потом добивали его же «языком». Сразу после этого отец Сергий начал ремонт колокольни. Гонения еще больше сблизили отца Сергия и Дмитрия Ивановича. Они много времени проводили вместе, службу в храме совершали неукоснительно. Близкие вспоминают, что церковная молитва в последние годы перед их арестом стала особенно сосредоточенной.
Арестовали священника и псаломщика вечером 17 ноября 1937 года после всенощного бдения. Очевидцы говорят, что, прежде чем сесть в «воронок», они перекрестились на храм и поклонились присутствующим односельчанам. После ареста они находились в Таганской тюрьме. Единственный допрос священника состоялся 19 ноября 1937 года. Следователь пытался добиться признания в антисоветской агитации:
– Обвиняемый Руфицкий, следствие располагает данными, что вы… проводите антисоветскую агитацию. Подтверждаете ли вы это?
– Я это отрицаю, никакой антисоветской агитации я не проводил и не занимался. В тот же день следователь допросил и Дмитрия Ивановича Рудакова:
– Обвиняемый Рудаков, следствие располагает данными, что вы, проживая в деревне Иваново, проводили антисоветскую агитацию в контрреволюционном духе. Подтверждаете ли вы это?
– Я это отрицаю, никогда никакой антисоветской агитации я не проводил, – ответил Дмитрий Иванович. Все обвинения в контрреволюционной деятельности и антисоветской агитации священник и псаломщик не признали.

21 ноября 1937 года тройка НКВД приговорила протоиерея Сергия Руфицкого и псаломщика Димитрия Рудакова к расстрелу. Казнь мучеников состоялась через несколько дней – 27 ноября 1937 года – на полигоне Бутово под Москвой, там же в безвестной могиле они были погребены.

 

Протоиерей Олег Митров

«Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века Московской епархии. Дополнительный том 1»
 Тверь, 2005 год, стр. 253-257.

Источник