4.png
Бутовский полигон – крупнейшее в Московском регионе место массовых расстрелов и захоронений жертв сталинских репрессий. Сегодня известны имена 20760 человек здесь убиенных. Эти люди были расстреляны в течении очень короткого периода времени, с августа 1937г. по октябрь 1938, а полигон функционировал с 34 по 53 год…
Те, о ком мы знаем – мужчины и женщины в возрасте от 14 до 82 лет, представители 73 национальностей, всех вероисповеданий, всех сословий, но большинство из них, простые рабочие и крестьяне – русские православные люди.
Около 1000 человек, из числа погребенных в Бутово, пострадали как исповедники Православной Веры, более трехсот, сегодня прославлены в лике святых.
Название нашего сайта – martyr (мартир), происходит от греческого μάρτυς, что в буквальном переводе значит – свидетель, на русский чаще переводится как мученик. Сайт посвящен, прежде всего, убиенным на Бутовском полигоне за Православную Веру, но не только. Мы собираем и публикуем материалы о всех пострадавших в Бутово и иных местах в годы репрессий, независимо от их национальности и вероисповедания.
france Spain

ЦВЕТЫ ИЗ БУТОВА К РАКЕ ПРЕПОДОБНОГО

005946Протоиерей Кирилл Каледа

Цветы российского луга духовного,
в годину лютых гонений дивно процветшии
Тропарь Новомученикам и
Исповедникам Российским

11 апреля 1919 года в Свято-Троице-Сергиевой Лавре было совершено вскрытие мощей Игумена земли Русской, Преподобного и Богоносного Отца нашего Сергия. Это кощунственное действие болью отозвалось в сердцах верующих русских людей и вызвало многочисленные протесты. Свидетель и участник этих событий священник Павел Флоренский, оценивая значения этого события, говорил, что «это своего рода новый подвиг для Сергия, который, таким образом, становится после своей смерти еще и мучеником» .
Посетивший Троице-Сергиевую Лавру через два месяца после этого события свт. Тихон, Патриарх Всероссийский, обратился к братии Лавры со следующими словами: «Трудно вам, братие; может быть, будет еще труднее. Не смущайтесь – перед вами ваш игумен. Подражайте его мужеству» . Слова эти стали для духовных овец Преподобного благословением на мученичество. Многие насельники Лавры, во главе с наместником, прмч. Кронидом (Любимовым), преподаватели и учащиеся духовных школ, расположенных в Лавре, священнослужители и миряне Сергиевого Посада и его окрестностей свидетельствовали о вере во Христа страданиями, нередко даже до смерти.

Настоящая статья посвящена тем из них, кто пострадал на Бутовской Голгофе. В ее основу положен анализ сведений базы данных Православного Свято-Тихоновского Богословского Университета "Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века" и доступного автору литературного материала, в первую очередь Бутовского Месяцеслова-Синодика и Книг памяти «Бутовский полигон. 1937-1938 гг.» , данных, опубликованных Фондом памяти новомучеников и исповедников российских, а также материалов, собранных Мемориальным Научно-просветительским Центром «Бутово», действующим при бутовском храме.

По благословению Святейшего Патриарха Кирилла 2 марта 2011 года было установлено празднование собора Новомучеников и исповедников Радонежских, в состав которого включены имена 24 святых Радонежской земли, пострадавших за Христа в ХХ столетии. Соборная память их совершается 27 ноября/10 декабря — в 1937 году в этот день, в праздник иконы Божией Матери «Знамение», на Бутовском полигоне был расстрелян наместник Троице-Сергиевой Лавры преподобномученик архимандрит Кронид (Любимов). Из 24 святых, включенных в указанный собор, 13 приняли мученический венец в Бутове.

Во главе сонма Радонежских новомучеников стоит последний наместник Лавры архимандрит Кронид. Прмч. Кронид (в миру Константин Петрович Любимов, 1859 г.р.) поступил в Лавру в 1877 году в 18-ти летнем возрасте. Исполнял послушание келейника наместника Лавры Архимандрита Леонида (Кавелина). В 1888 году он принял постриг, в 1889 году был рукоположен в иеродиакона, в 1892 году - в иеромонаха. Отец Кронид выполнял различные послушания: смотрителя епархиального училища иконописания; члена экзаменационной комиссии по испытании братии при представлении к рукоположению в священный сан; помощника казначея Лавры и члена Духовного собора; инспектора Епархиального училища иконописи и членом его совета; эконома Лаврского подворья в Санкт-Петербурге. В 1915 году был назначен наместником Лавры. Одним из первых дел новоназначенного наместника было учреждение в Лавре лазарета для раненых воинов.
Архимандрит Кронид был не только талантливым хозяйственником, но в первую очередь опытным духовным наставником своей паствы и прежде всего братии Лавры. Его забота о ближних выражалась и в руководстве к благочестивой жизни, и во врачевании греховных болезней, и в поддержании мужества среди искушений. Архимандрит Кронид, проникнутый любовью к ближним, усердно и ревностно проповедовал. Он был убежден в том, что поучение посредством слова Божия есть неотъемлемая часть пастырского служения. Некоей составляющей трудов о. Кронида на ниве духовного просвещения является фиксация знаменательных случаев благодатного Божия покровительства людям верующим, собранные им в книге, названной «Троицкие цветки с луга духовного» . О духовном авторитете о. Кронида свидетельствует тот факт, что Великая княгиня Елисавета Феодоровна обращалась к нему с просьбой взять ее под свое руководство.
В 1917-1918 годах прмч. Кронид был членом Священного Собора Российской Православной Церкви, а с установления Патриаршества входил в состав Патриаршего Управления.
В трагическое время закрытия Лавры и вскрытия мощей Преподобного архимандрит Кронид предпринимал усилия для предотвращения этого, вплоть до обращения к председателю Совнаркома - с просьбой запретить вскрытие раки с мощами прп. Сергия. Высота смиренномудрия будущего преподобномученика была явлена в день вскрытия мощей Преподобного.
Перед вскрытием мощей, отвечая председателю исполкома О.Вахнену на требование произвести освидетельствование мощей, отец Кронид, опершись на посох, тихо, но твердо сказал, что никто никогда не стремился этого делать, потому что свидетельством истинности святых останков Преподобного с самого времени их открытия были многочисленные чудеса, и привел пример исцеления болящей женщины, свидетелем которого он был.
На вопрос Вахнена: «Вы отказываетесь сами вскрывать мощи?», отец наместник ответил:
- Сам не могу. Вскрывать мощи будет иеромонах Иона, благочинный Лавры.
- Однако чем мотивируете Вы свой отказ? – последовал вопрос председателя исполкома.
Отец Кронид с минуту помолчал, а потом, тяжело вздохнув, произнес:
- По нравственному чувству не могу… Страшусь…
- Но как же отец Иона? Он не страшится? – вновь последовал вопрос.
- Отец Иона должен исполнить мой приказ за послушание, - ответил отец наместник…

Через полгода после этого события, 3 ноября 1919 г. лаврских монахов выселили в Гефсиманский скит. Все храмы и кельи в Лавре были опечатаны, архимандрит Кронид был удален в Гефсиманский скит 26 января 1920 г., а 26 марта вышло постановление Мосгубисполкома: "О закрытии Троице-Сергиевой Лавры и передаче мощей Лавры в московский музей".
После закрытия Лавры архимандрит Кронид два года жил в с. Братовщина, затем до 1926 года в Гефсиманском скиту, в 1926-1929 годах – в Параклитском скиту, с 1929 года до ареста в 1937 году – у Кокуевского кладбища, в церкви которого любил петь . Он продолжал оказывать поддержку братии и заботился о духовном окормлении своих духовных чад из мирян. Они в свою очередь, также проявляли заботу о своем духовном отце, оказывая ему материальную помощь и утешение в скорбях. Благодаря помощи о. Кронида многие возвратившиеся из ссылки монахи получили возможность служить на приходах как в Загорске, так и в близлежащих селах.
21 ноября 1937 года отец Кронид, которому было уже 78 лет, был арестован. На следствии он отрицал воздвигаемые на него обвинения и отказался называть имена своих единомышленников.
Тем не менее, было сфабриковано групповое дело , по которому проходило 15 человек, в том числе 10 монахов, бывших насельников Троице-Сергиевой Лавры, а также бывший благочинный Загорского округа прот. Димитрий Баянов, два священника, одна монахиня и староста. 7 декабря 1937 года тройка НКВД СССР по Московской области приговорила архимандрита Кронида, протоиерея Дмитрия Баянова, игумена Ксенофонта (Бондаренко), игумена Никодима (Монина), игумена Азария (Павлова), иеромонахов - Гедеона (Черкалова), Иакова (Марочкина), Серафима (Крестьянинова), Лаврентия (Насонова), Гедеона (Смирнова), монаха Георгия (Потапова) - к расстрелу. Все они были расстреляны в Бутове 10 декабря, за исключением иеромонаха Гедеона, расстрелянного там же на следующий день, 11 декабря. Трое из них: архимандрит Кронид, игумен Ксенофонт и иеромонах Серафим прославлены в лике святых .

Прмч. Ксенофонт (в миру Бондаренко Константин Андреевич, 1886 г.р.) поступил в Троице-Сергиеву Лавру в 1910 г. В 1916 году он был пострижен в мантию и состоял келейником наместника Лавры архимандрита Кронида. После закрытия в 1919 году Лавры отец Ксенофонт остался в ней в качестве слесаря при Комиссии по охране памятников искусства и старины, затем служил в различных храмах Московской епархии. В 1935 года осужден на три года лагерей. 20 ноября 1937 году он, незадолго до этого вернувшийся из лагеря, приехал в Сергиев Посад навестить отца Кронида и был арестован вместе с ним.
Прмч. Серафим (в миру Крестьянинов Сергей Алексеевич, 1875 г.р.) поступил послушником в Гефсиманский скит при Троице-Сергиевой Лавре в 1910 году, в 1917 году был рукоположен во иеродиакона, а в 1924 году - во иеромонаха. В 1926 году он перешел в пустынь Параклита, Святого Духа Утешителя. После закрытия скита с 1928 по 1930 год иеромонах Серафим проживал у родных, а затем по 1937 год служил в Покровской церкви села Сабурова Загорского района .

В один день с прмчч. Кронидом, Ксенофонтом и Серафимом пролили свою кровь за Христа священномученики: протоиерей Иоанн Смирнов и священник Феодор Дорофеев , также включенные в состав собора Новомучеников Радонежских.
Сщмч. Иоанн Смирнов (1873 г.р.) , выпускник Московской Духовной Академии (МДА), с марта 1912 года был доцентом МДА по кафедре славянского языка и палеографии. В 1917 году являлся делегатом от академии на Московском епархиальном съезде для выбора митрополита Московского. С лета 1917-го по 1919 год был сверхштатным экстраординарным профессором МДА. После закрытия Академии некоторое время служил в Воронежской епархии, затем в храмах Москвы, в последнее время - в Знаменской церкви у Крестовской Заставы. Мученическую смерть принял в престольный праздник храма.
Сщмч. Феодор Дорофеев (1885 г.р.) долгое время служил в Сретенском храме села Константиново, расположенного недалеко от Сергиевого Посада. В 1931 году храм был закрыт, и отец Федор вместе с прихожанами хлопотал о его открытии, а сам служил по домам. В 1932 году он был арестован и отправлен в лагерь. Последнее место его служения - храм преподобного Сергия Радонежского в селе Зятьково Талдомского района Московской области.

Помимо пострадавших в праздник Знамения Божией Матери 1937 года на Бутовском полигоне приняли мученический венец еще девять святых, включенных в состав Собора Радонежских Новомучеников.
23 сентября 1937 года мученическую кончину приняла мц. Татиана Гримблит (1903 г.р.) , удивительная подвижница Церкви Русской, посвятившая свою жизнь служению находящимся в узах священнослужителям, талантливая поэтесса. С 1926 по 1937 год она жила в том же селе Константиново, где в свое время служил сщмч. Феодор Дорофеев, там же мч. Татьяна и была арестована.
9 октября 1937 года пострадал сщмч. Афанасий Докукин (1899 г.р.) , который c августа 1936-го до своего ареста в сентябре 1937 года служил в Покровском храме села Никульское Сергиево-Посадского района.
13 октября того же года был расстрелян сщмч. протоиерей Симеон Лилеев (1873 г.р.) , выпускник Вифанской духовной семинарии, c 1898 по 1904 год служивший в Никольском храме села Дерюзино, а c 1904 по 1936 год - в Покровском храме села Заболотье.
21 октября - сщмч. протоиерей Павел Преображенский (1882 г.р) , который c 1917 по 1928 год служил в Богородицерождественском храме села Мишутино.
13 ноября - сщмч. протоиерей Василий Архангельский (1864 г.р) . С 1885 по 1891 год он служил в храме села Ахтырка.
8 декабря - сщмч. Василий Парийский (1894 г.р.) , с 1928 по 1936 год служивший в Тихвинском храме села Титовское.
14 декабря пострадали две сестры – прмцц. инокиня Анна (1886 г.р.) и послушница Матрона (1889 г.р.) Макандины. Они родились в селе Константиново, и с 1934 по 1938 год жили на своей малой родине, где и были арестованы.

Кроме вошедших в состав Собора Радонежских Новомучеников, многие Бутовские святые были духовно связаны с Лаврой Преподобного Сергия, в том числе и возглавляющий сонм Бутовских новомучеников сщмч. Серафим (Чичагов) . Будущий священномученик принял монашеский постриг в Троице¬-Сергиевой Лавре в августе 1898 года и до назначения на должность настоятеля Спасо-Евфимиевого Суздальского монастыря в течение года был в числе лаврской братии . В трагические дни закрытия Лавры в начале ноября 1919 года сщмч. Серафим, тогда архиепископ Варшавский, находился в Сергиевом Посаде. 6 ноября в храме Черниговского скита им была совершена малая вечерня и молебен перед иконой Преподобного, которая была принесена в скит из-за невозможности доставить ее в Лавру возвратившимся в Сергиев Посад крестным ходом. Сщмч. Серафим принял мученический венец 11 декабря 1937 года на следующий день после мученической кончины прмч. Кронида.
В братию Лавры входили и прмчч. архимандриты Владимир (Волков) и Гавриил (Яцик).
Прмч. Владимир (в миру Владимир Нилович Волков, 1878 - 25.03.1938) поступил послушником в пустынь Параклит при Свято-Троицкой Сергиевой Лавре по окончанию военной службы в 1906 г., в 1909 году принял монашеский постриг, в 1912 г. переведен в Лавру. В 1920 г. он был рукоположен в иеродиакона, после закрытия лавры служил в приходских храмах. В 30-х годах был сотрудником Журнала Московской Патриархии.
Прмч. Гавриил (в миру Григорий Петрович Яцик, 1880 – 23.09.1937) стал послушником Лавры в 1910 года, в 1918-м - принял монашество. С 1920 года пребывал в Донском монастыре, а затем служил в приходских храмах.
Наряду с прославленными в лике святых из числа братии Лавры в Бутове пострадали: архимандрит Николай (Яльцев Николай Филиппович, 1872 - 13.10.1937); игумены Азария (Павлов Александр Богданович, 1881 – 10.12.1937); Епифаний (Авдеев Захар Филиппович, 1868 -17.02.1938) и Никодим (Монин Николай Ильич, 1876 – 10.12.1937); иеромонахи Аполлоний (Хлебников Александр Семенович, 1876 – 10.12.1937); Викентий (Шуленин Викентий Максимович, 1881 – 29.05.1938); Гедеон (Смирнов Григорий Сергеевич, 1880 – 10.12.1937); Гедеон (Черкалов Герман Никитович, 1873 – 11.12.1937); Иаков (Марочкин Иван Петрович, 1879 – 10.12.1937); Лаврентий (Насонов Лазарь Петрович, 1883 – 10.12.1937); Нестор (Балашов Николай Иванович, 1862 – 17.02.1938); Нифонт (Мамаев Николай Алексеевич, 1872 - 21.02.1938); Савватий (Григорьев Семен Григорьевич, 1868 – 17.02.1937); а также иеромонах (иеродиакон?) Афоний (Вишняков Александр Григорьевич, 1870 – 17.02.1938); монахи Евдоким (Демидов Евдоким Ильич, 1873 -16.03.1938) и Георгий (Потапов Григорий Николаевич, 1875 – 10.12.1937), келейник отца Кронида; послушники Петр Алексеевич Боев (1888 - 17.10.1937) и Иаков Клементьевич Новиков (1873 - 11.12.1937). Кроме того, священник (иеромонах?) Иван Григорьевич Бобрик, уроженец Сергиевого Посада, некоторое время был послушником Троице-Сергиевой Лавры.

Таким образом, из числа лаврской братии на Бутовском полигоне пострадало 25 человек, шесть из них прославлены в лике святых. К этому добавим, что 10 декабря 1937 года, в один день с прмч. Кронидом, в Бутове пролил свою кровь за Христа прмч. монах Алексий (в миру Алексей Петрович Гаврин, 1883 г.р.) . Он не входил с число братии Лавры до ее закрытия в 1919 году, но был пострижен в монашество в начале двадцатых годов иеромонахом Гефсиманского скита Троице-Сергиевой Лавры Иаковом (Шемановым).

Следует также отметить, что пострадавшие 17 февраля 1938 года иеромонах Нестор (Балашов), а также игумен Епифаний (Авдеев) и иеромонахи Савватий (Григорьев) и Нифонт (Мамаев) были осуждены по групповому делу "бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры" . По этому делу проходило 11 человек, некоторые из них даже не были знакомы друг с другом. Все они были расстреляны в Бутове в один день.
Помимо вышеуказанных бывших насельников Лавры по этому делу пострадали: прмч. схимонахиня Рафаила (в миру Марина Архиповна Вишнякова, 1887 г.р.) , духовная дочь архиепископа Варфоломея (Ремова) (1888 – 1935) и духовника Троице-Сергиевой Лавры иеромонаха Ипполита (Яковлева) (+1937), а также иеромонах Иероним (Киселев Иван Васильевич, 1868 г.р.), бывший афонский монах; иеромонах Митрофан (Преображенский Михаил Алексеевич, 1879 г.р.), постриженник Лукьяновой пустыни близ Переяславля-Залесского; Богуцкий Фома Яковлевич (1869 г.р.), уроженец Киевской губернии; Иванова Лидия Митрофановна (1875г.р.), обвиненная в том, что "у себя на дому организовала нелегальную церковь, где совершались нелегальные богослужения", и оказывала помощь о.Нестору (Балашову) и духовная дочь о. Павла Флоренского, Тучкова Софья Сергеевна, графиня по происхождению, монахиня, (1874 г.р.), поддерживающая тесную связь с лаврскими монахами.

Вместе с насельниками Троице-Сергиевой Лавры на Бутовском полигоне пострадал целый ряд профессоров, преподавателей и выпускников духовных школ, расположенных в Лавре. В первую очередь назовем имена тех из них, кто вместе со сщмч. Иоанном Смирновым, упоминавшимся нами ранее, причислен к лику святых.
Сщмч. Николай (Добронравов), архиепископ Владимирский и Суздальский,(1861 г.р.) . В 1885 году окончил Московскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия и несколько лет преподавал богословие и Священное Писание в Вифанской Духовной семинарии. В 1917 году, после отстранения архиепископа Феодора (Поздеевского) от должности ректора Академии, был одним из кандидатов на эту должность. Пострадал в Бутове 10 декабря 1937 года в один день с прмч. Кронидом .
Сщмч. Никита (Делекторский), епископ Нижне-Тагильский (1876 – 19.11.1937) с 1909 по 1915 год учился в МДА. С 1 октября 1915 года по 27 декабря 1916 года будущий священномученик был помощником секретаря Совета и правления Академии .
Сщмч. протоиерей Иоанн Алексеевич Артоболевский (1872 – 17.02.1938) , магистр богословия, профессор церковного права. Учился в Академии с 1871 по 1875 год Помощник секретаря Совета и Правления МДА и преподаватель Священного Писания и еврейского языка Вифанской семинарии, затем профессор богословия Петровской сельско-хозяйственной академии. Член Поместного Собора 1917-1918 годов. С лета 1920-го по февраль 1921 года был помощником редактора академических изданий Московской Духовной Академии. В 1924-1925 годах член Высшего Церковного Совета при Патриархе Тихоне. Неоднократно подвергался арестам. Во время последнего следствия ему было поставлено в вину организация "академического дня" - собраний бывших воспитанников Московской Духовной Академии.
Сщмч. протоиерей Димитрий Александрович Лебедев (1871 – 27.11.1937) , выпускник Вифанской духовной семинарии 1892 года и МДА 1898 года, магистр богословия. В период с 1916 года до закрытия Академии - экстраординарный профессор. В 1919 году подал в Совет Академии в качестве докторской диссертации работу "Список епископов Первого Вселенского Собора в 318 имен. К вопросу о его происхождении...". Служил в храме села Спирово, Волоколамского района. Три года пробыл в ссылке в Казахстане.
Сщмч. протоиерей Зосима Васильевич Трубачев (1893 – 26.02.1938) обучался в Московской Духовной Академии с 1914 по 1918 год. В студенческие годы управлял вторым академическим хором. В 1918 году Святейшим Патриархом Тихоном был рукоположен во священника к храму Покрова Пресвятой Богородицы при МДА, затем служил в храмах Вологодской, Владимирской и Калужской епархий, неоднократно арестовывался.
Сщмч. протоиерей Сергий Иванович Голощапов (1882 – 19.12.1937) , выпускник МДА 1908 года По окончании Академии оставлен профессорским стипендиатом, а затем до 1918 года был преподавателем словесности и помощником инспектора семинарии. Был делопроизводителем Отдела о Высшем Церковном Управлении Поместного Собора 1917-1918 годов. Служил в храмах Москвы. Неоднократно подвергался арестам. Три года провел на Соловках .
Сщмч. протоиерей Александр Александрович Зверев (1881 – 16.11.1937) , окончил Московскую Духовную Академию в 1909 году со степенью кандидата-магистранта. Помощник инспектора и преподаватель словесности и истории русской литературы Вифанской семинарии. Летом 1918 года назначен членом-секретарем строительной комиссии по ремонту зданий Вифанской семинарии. Его тщанием ремонт и переустройство семинарии были успешно завершены. Служил в храмах Москвы и Подмосковья. Неоднократно подвергался арестам, в том числе и по делу «изъятия церковных ценностей».
Сщмч. священник Константин Павлович Любомудров (1879 – 19.11.1937) с 1916 по 1919 год был экономом Академии.

Помимо перечисленных выше выпускников Московской Духовной Академии, ставшими затем ее преподавателями и сотрудниками, на Бутовском полигоне приняли мученические венцы и окончившие Академию священномученики: Димитрий (Добросердов) (1864 – 21.10.1937), архиепископ Можайский; протоиерей Николай Иванович Виноградов (1876 – 27.11.1937); протоиерей Андрей Владимирович Воскресенский (1884 – 31.10.1937); священник Иван Никанорович Кесарийский (1878 – 16.11.1937) ; священник Федор Николаевич Алексинский (1875 – 15.12.1937) и священник Парфений Васильевич Грузинов (1874 – 26.02.1938) .
Вместе с ними в Бутове пострадали: епископ Серпуховской Арсений (в миру Александр Иванович Жадановский – 1871 - 27.09.1937); протоиерей Валентин Сергеевич Перехвальский (1887 – 16.09.1937); протоиерей Димитрий Федорович Баянов (1885 – 10.12.1937); протоиерей Петр Никифорович Постников (1877 – 11.12.1937); протоиерей Сергей Николаевич Сахаров (1877 – 22.03.1938); протоиерей Всеволод Васильевич Соболев (1881 – 05.04.1938), также закончившие Московскую Духовную Академию.
Всего по данным базы данных ПСТГУ "Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века" из учащихся Московской Духовной Академии пострадало 268 человек, из них в Бутове – 22 человека, 15 из них прославлены в лике святых.

Поскольку в состав собора Радонежских новомучеников включены имена святых не только непосредственно связанных с Лаврой, но и просто проживавших на Радонежской земле, считаем уместно упомянуть в настоящей работе имена еще нескольких святых, пострадавших в Бутове, жизнь которых также проходила в пределах преподобного Сергия.
Прмц. монахиня Ирина (в миру Ирина Михайловна Хвостова) родилась в 1882 г. в деревне Агинтово, Сергиево-Посадского р-на, приняла постриг в Московском Новодевичьем монастыре, с 1910 по 1917 год проживала при Троице-Сергиевой Лавре. В 1938 г. была арестована в селе Никульское, Константиновского (ныне Сергиево-Посадского) р-на. Пострадала в Бутове 26.02.1938 года.
Сщмч. протоиерей Владимир Фаддеевич Медведюк (1888 г.р.) , настоятель храма св. Митрофания, Воронежского чудотворца, что в Петровском парке Москвы. В 1930 году о. Владимир был очередной раз арестован. Его семья была выселена из дома и осталась без крова. Этого очень опасался о. Владимир. Находясь в заключении, он усердно молился прп. Сергию и его родителям, схимонаху Кириллу и схимонахине Марии, чтобы их молитвами семья нашла себе пристанище. Они нашли себе кров в Загорске (Сергиевом Посаде) в семье Аристовых; глава семьи диакон Вознесенской церкви, за несколько месяцев до этого был арестован и расстрелян. Этот дом стал пристанищем для семьи о. Владимира на многие годы. 3 декабря 1937 года отец Владимир принял мученический венец в Бутове.
Сщмч. иерей Владимир Амбарцумович Амбарцумов (1892 г.р.) , настоятель храма свт. Николая у Соломенной Сторожки в Москве. В начале 30-х годов его семья проживала на краю Сергиева Посада. 5 апреля 1932 года, в день именин своей дочери Лидии, о. Владимир был арестован. В праздник Святой Троицы после Божественной литургии его 10-летняя дочь, гуляя по лугу в окрестностях Сергиева, дала обет, что если ее отец будет освобожден, а у нее когда-нибудь будет сын, она назовет его в честь Преподобного Сергия. Отец Владимир был освобожден 18 июля, в день памяти Преподобного. «Смотри, кого нам Преподобный прислал», - сказала вернувшейся со службы Лидии воспитывающая ее крестная . Лидия сдержала свой обет, и ее первенец был назван Сергием . Осенью 1937 года отец Владимир был в очередной раз арестован и 5 ноября взошел на Бутовскую Голгофу.

Говоря об овцах духовного стада Преподобного Сергия, пострадавших в Бутове, нельзя не упомянуть Ю.А. Олсуфьева, В.А. Комаровского и отца Михаила Шика, сотрудников Комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой Лавры, созданной в октябре 1918 году в связи с передачей имущества Лавры в ведение Народного комиссариата по просвещению.
Граф Юрий Александрович Олсуфьев (1869 г.р.), искусствовед, специалист по древнерусской живописи и реставрации. До 1917 года проживал в родовом имении Буйцы, находящемся в Тульской губернии на Куликовом поле. Его отец А.В.Олсуфьев в 1902 г. пожертвовал землю под строительство храма-памятника в честь прп. Сергия Радонежского на Царевом холме Куликова поля. В 1916-1917 годах Юрий Александрович возглавлял комитет по строительству этого храма. После февральской революции по благословению своего духовного отца, прп. Анатолия Оптинского, переехал «под покров Преподобного» в Сергиев Посад.
В 1918 году с целью сохранения святынь Лавры Юрий Александрович становится членом Комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой Лавры. В начале деятельности Комиссии он был помощником ее председателя, а с сентября 1919-го до февраля 1920 года - ее председателем. Являлся членом Ученого совета музея историко-художественных ценностей Троице-Сергиевой Лавры. На протяжении существования Комиссии Ю.А.Олсуфьев фактически был одним из организаторов и исполнителей ее научной деятельности. По результатам проведенных работ им было опубликовано более 20 печатных трудов, в том числе описи икон, крестов и других предметов старины, хранившихся в ризнице и в храмах Лавры. Эти работы до настоящего времени не потеряли своего научного значения, а в практическом плане они не позволили бесконтрольно изымать ценности Лавры, как это происходило в других монастырях и храмах, и тем самым сохранили их для нас .
В марте 1920 года в связи с угрозой вывоза из Лавры мощей прп. Сергия Радонежского и возможного их уничтожения, по благословению Патриарха Тихона Ю.А.Олсуфьев вместе со священником Павлом Флоренским тайно от всех изъяли честную главу Преподобного из раки, заменив ее на череп одного из князей Трубецких, захороненных в Лавре. Долгое время, до конца 1928 года, глава Преподобного хранилась в доме Олсуфьевых, а затем в конспиративных целях была вывезена из Сергиева Посада .
В дальнейшем Юрий Александрович работал в Центральных реставрационных мастерских и в отделе древнерусской живописи Третьяковской галереи. Несколько раз подвергался арестам. Последний раз арестован в январе 1938 года и 14 марта расстрелян на Бутовском полигоне.
Владимир Алексеевич Комаровский (1883 г.р.), также имел графский титул, реставратор, художник-иконописец, искусствовед, специалист по древнерусскому искусству. Одной из его работ был иконостас храма прп. Сергия Радонежского на Куликовом поле, строившемся по инициативе графов Олсуфьевых. В 1923 году переехал с семьей в Сергиев Посад, где поселился в доме Ю.А.Олсуфьева. Принял участие в работе Комиссии и музея, делал для художественного музея акварельные копии старинных миниатюр, тканей, вышивок - памятников древнего шитья XV века. Писал для архитектурного отдела музея виды Лавры. Пять раз подвергался арестам, был в ссылке, расстрелян в Бутове 5 ноября 1937 года.
В 1919-1920 годах в работе Комиссии принимал участие и Михаил Владимирович Шик (1887 г.р.). В 1925 году сщмч. Петром (Полянским) М.В. Шик был рукоположен диаконом в храм свв. апп. Петра и Павла в Сергиевом Посаде, но из-за ареста прослужил в Сергиевом недолго. Расстрелян в Бутове на праздник Воздвижения Креста Господня, 27 сентября 1937 года.

Более 50 лет место страдания и погребения принявших мученический венец на Бутовской Голгофе оставалось неизвестным, но в начале 1990-х годов оно было открыто. Для Церкви Бутово оказалось известным в начале 1994 года, произошло это через В.В. Черную, в монашестве игумению Серафиму (1914-1999) , внучку насельника Лавры, сщмч. Серафима (Чичагова), митрополита Санкт-Петербургского.
8 мая 1994 года в Бутове был установлен и освящен первый поклонный крест, изготовленный по проекту и, в значительной степени, руками Д.М.Шаховского, сына отца Михаила Шика. Через два года по его же проекту на территории захоронений был построен деревянный храм во имя Свв. Новомучеников и Исповедников Российских. В строительстве храма и дальнейшей жизни бутовской общины приняли активное участие внуки сщмч. Владимира Амбарцумова, отца Михаила Шика, В.А.Комаровского. В конце 90-х годов П.С.Голощапов, сын сщмч. Сергия Голощапова, передал бутовской общине целый ряд святынь, сохраненных его отцом, в том числе и плат с главы прп. Сергия Радонежского. Ныне этот плат хранится в деревянном храме на полигоне.
С 1995 года ежегодно в день мученической кончины прмч. Кронида на полигон приезжает братия Лавры, во главе с отцом-наместником, а ныне владыкой Феогностом, архиепископом Сергиево-Посадским.
В прошлом, 2013 году, по завершении Божественной Литургии, владыка Феогност сказал:
«Примером верности и бесстрашия нам могут служить святые Новомученики и Исповедники Русской Церкви - это те, кто засвидетельствовали верность свою Христу, те, кто пронесли свою Веру по жизни и перед лицом смерти благословили Бога. Были и другие те, кто усомнились, кто дрогнули, кто не увидели, что Господь – близ, рядом .К одним - мы взываем в молитве, о других - мы молимся. И в этом сила и красота Церкви. А Господь всех любит и всех принимает.»

Автор выражает свою искреннюю благодарность А.В.Мордашеву, руководителю паломнической службы МНЦ «Бутово», за помощь в подборе материала к настоящей статье, и Л.А.Головкову, сотруднице ПСТБУ, за сделанные замечания при подготовке рукописи к печати.
Очевидно, что данная работа не исчерпывает всей поднятой в ней темы, и дальнейшие, более детальные исследования жизни пострадавших в Бутове несомненно выявят новые имена тех, кто из них был связан духовными узами с Игуменом Земли Русской, Преподобным и Богоносным Отцом нашим Сергием Радонежским.
Завершить же эту статью хотелось бы словами преподобномученика Кронида, сказанными им в день Светлого Христова Воскресения:
«Ныне Христос воскрес и смерть стала служанкой, отворяющей двери в блаженную вечность. Ныне всякий идущий за Христом со своим крестом, счастлив ли он или несчастен в земном странствовании, знает – не только верит, но твердо знает, - что, когда его земное странствование окончится, когда сия тленная храмина тела разорится, его ждет Отечество Небесное, храмина вечная на Небесах, куда уже отверсты для него двери Христовым крестом.
Смерти нет больше для истинного ученика Христова: она умерщвлена Христом. Мы веруем, что «аще со Христом страждем… с Ним воцаримся» (Рим. 8, 17). А посему можем с апостолом повторить: «Не боимся смерти, желание имеем разрешитися от уз плоти и со Христом быти». Тому слава и держава во веки веков. Аминь.»