3.png
Бутовский полигон – крупнейшее в Московском регионе место массовых расстрелов и захоронений жертв сталинских репрессий. Сегодня известны имена 20760 человек здесь убиенных. Эти люди были расстреляны в течении очень короткого периода времени, с августа 1937г. по октябрь 1938, а полигон функционировал с 34 по 53 год…
Те, о ком мы знаем – мужчины и женщины в возрасте от 14 до 82 лет, представители 73 национальностей, всех вероисповеданий, всех сословий, но большинство из них, простые рабочие и крестьяне – русские православные люди.
Около 1000 человек, из числа погребенных в Бутово, пострадали как исповедники Православной Веры, более трехсот, сегодня прославлены в лике святых.
Название нашего сайта – martyr (мартир), происходит от греческого μάρτυς, что в буквальном переводе значит – свидетель, на русский чаще переводится как мученик. Сайт посвящен, прежде всего, убиенным на Бутовском полигоне за Православную Веру, но не только. Мы собираем и публикуем материалы о всех пострадавших в Бутово и иных местах в годы репрессий, независимо от их национальности и вероисповедания.
france Spain

«В похвалу преподобному Сергию». Наши паломничества.

00000001Паломничеством к Преподобному Сергию обычно начинается учебный год в нашей воскресной школе. В юбилейном 2014 году, отмечая 700-летие Сергия Радонежского, мы совершили серию поездок, знакомящих с жизнью святого Сергия и его учеников. Вновь побывали в Троице-Сергиевой Лавре, в Варницком монастыре под Ростовом и в Покровском монастыре в Хотьково. В самой Москве посетили старинные монастыри и храмы, хранящие память о Преподобном Сергии и его учениках. И, наконец, в Третьяковской галерее созерцали иконы преподобного Андрея Рублёва, воплотившего в своём творчестве заветы Преподобного Сергия.


1. Богородице-Рождественский монастырь и Троицкое подворье.

00000002

В сентябре, продолжая знакомство с историей Москвы, мы посетили Богородице-Рождественский женский монастырь и подворье Свято-Троице-Сергиевой Лавры.

Следуя по бульварному кольцу от станции метро «Чеховская», мы по названиям бульваров вспоминали расположенные здесь монастыри: Страстной (разрушен в советское время), уже знакомый нам по прошлой прогулке Петровский, а за ним – Рождественский. Монастырь, давший имя и улице Рождественке, один из древнейших в Москве. Основала его в 1386 году княгиня Мария, мать Серпуховского князя Владимира Андреевича Храброго, героя Куликовской битвы. В монастыре принимали постриг вдовы и сироты воинов, павших на Куликовом поле, и неслучайно главный храм обители посвящён празднику Рождества Богородицы, в который и состоялось Куликовское сражение. Место для монастыря было выбрано самим преп. Сергием Радонежским. В 1525 году в обители приняла монашеский постриг преп. София Суздальская (в миру Соломония Сабурова – жена вел. кн. Василия III). Причислена к лику святых ещё одна насельница монастыря – инокиня Татиана (Бесфамильная), принявшая в 1937 году мученическую кончину на Бутовском полигоне (память 8/21 октября). В советское время монастырь был закрыт, и в нем размещались различные учреждения. В 1993 году здесь возобновилась монашеская жизнь. Первыми насельницами, по благословению покойного Патриарха Алексия II, стали несколько монахинь из Пюхтицкого монастыря, и закипела работа по восстановлению святой обители. От царившего здесь запустения теперь не осталось и следа. В наше время «княжий» Богородице-Рождественский женский монастырь не имеет громкой известности, но является одной из «жемчужин» среди московских святынь. С бульварного кольца хорошо просматриваются трапезный Казанский храм из красного кирпича (1904-1906) и желтая трехъярусная колокольня (1835-1836). А главный храм монастыря – древний Собор Рождества Богородицы (1501-1505) – вполне открывается взору только изнутри святой обители. На экскурсии благочинная монастыря мать Сергия рассказала нам историю обители, а священник Роман Яковлев – о действующей при нем воскресной школе. Мы, со своей стороны, подарили буклет о Бутовском полигоне и пригласили насельниц монастыря и учащихся школы приехать к нам в Бутово.

Далее наш путь лежал к Троицкому подворью. Спустившись от монастыря к Трубной площади (здесь река Неглинка уходила в трубу в стене Белого города), мы прошли по Цветному бульвару к Садовому кольцу. Заметим, что Цветной бульвар сначала тоже назывался Трубным и был устроен над руслом Неглинки в 30-е годы 19-го века. Перейдя Садовое кольцо, мы оказались на территории древней Троицкой слободы. Эти земли по обе стороны от Самотёчных прудов (опять же на реке Неглинке) были пожалованы обители Преподобного Сергия царём Василием Шуйским в 1609 году за героическое сопротивление монастыря польско-литовским интервентам. В 30-е годы 17-го века здесь было устроено монастырское подворье (первоначально, со времени Св. Димитрия Донского, подворье Троице-Сергиева монастыря находилось в Кремле, о чем напоминают теперь кремлёвские Троицкая башня и Троицкие ворота). Главный храм подворья посвящен Живоначальной Троице и имеет приделы преподобных Сергия и Никона Радонежских и Владимирской иконы Божией Матери. В 1767 году на территории подворья были построены митрополичьи палаты, ставшие местом пребывания московских митрополитов (являвшихся и священноархимандритами Свято-Троице-Сергиевой Лавры). Здесь проживали Московские святители: Филарет (Дроздов), Иннокентий (Вениаминов) и Макарий (Невский), священномученик Владимир (Богоявленский) и Святейшей Патриарх Тихон. Закрытое в 1922 году подворье было передано обновленцам, потом здесь размещался городок НКВД и различные учреждения. В 1992 году подворье Лавры было вновь открыто, началась постепенная передача Церкви сохранившихся строений. Увы, многое в советское время было разрушено, построены жилые дома, поэтому вернуть подворью прежний облик и территорию во всей полноте уже невозможно. Тем не менее, восстановленные участки подворья смотрятся как духовные оазисы посреди современной московской жизни. Замечательным культурным островком является и Дом-музей Виктора Васнецова, построенный в Троицкой слободе в конце 19-го века.

В храме Живоначальной Троицы мы приложились к иконе преп. Сергия с частицей мощей и к другим храмовым святыням. Стенды в притворе рассказывают о работе воскресной и музыкальной школы и о Новомучениках Троицкого подворья, из которых трое (служившие здесь священники Александр Левитский, Иоанн Плеханов и Николай Покровский) были расстреляны на Бутовском полигоне. Так мы в очередной раз убедились, что Бутовские святые невидимо связывают нас со многими храмами Москвы и Подмосковья.

В конце этой познавательной и наполненной впечатлениями прогулки все, особенно младшие участники, почувствовали усталость. Спустившись с горки, на которой расположено Троицкое подворье, мы «Самотёкой» добрались до станции метро «Цветной бульвар», откуда напрямую приехали в дорогое и любимое Бутово.


2. К месту рождения преподобного Сергия.

0000000311-12 октября мы совершили двухдневную поездку в Варницы на родину Преподобного Сергия, посетив при этом Свято-Троице-Сергиеву Лавру, Покровский женский монастырь в Хотьково и древний русский город Переславль-Залесский.

Ярославский тракт, по которому паломники обыкновенно следуют из Москвы «ко Святей Троице», в народе издавна называли Троицкой, или Святой, дорогой. Традиционно паломничество совершалось пешком (или в повозке на лошади) и эта неторопливость помогала духовно сосредоточиться. Но и в наше время, когда на перегруженном шоссе движение автобуса нередко замедляется до скорости дилижанса или пешехода, мы успеваем по пути прочитать молитвы и акафист и сделать нужные исторические комментарии. Так и в этой поездке у нас было время помолиться и прочитать размышления русских историков и философов о Преподобном Сергии и его значении для России.

В Лавре в последние годы по выходным всегда многолюдно, так было и в этот раз. Мы приложились к мощам Преподобного и святыням Серапионовой палаты, отведали чай со вкусными медовыми коврижками, а в монастырской лавке приобрели книги о Преподобном Сергии и тетради для занятий воскресной школы. Собравшись у памятника Преподобному, милостиво принявшего нас под свой кров, мы отправились далее в Переславль-Залесский.

По мере движения на север дорога становилась всё свободнее, а погода – всё лучше. Если из Москвы мы выезжали с дождём, то в Лавре уже проглянуло солнышко, а в Переславле мы застали настоящую золотую осень. Переславль-Залесский – небольшой и живописный древнерусский город, по времени основания – почти ровесник Москвы. Расположен он на холмистом берегу Плещеева озера. В городе множество храмов и монастырей, но мы сосредоточили внимание на главной святыне – древнем Спасо-Преображенском соборе, хранящем память о Преподобном Сергии. Собор расположен в историческом центре Переславля в окружении крепостных валов. Со строительства этого собора, начатого в 1152 году повелением князя Юрия Долгорукого, и ведет отсчет история Переславля. Прежде храм был соединен галереей с княжеским теремом, и в 1220 году здесь был крещен Святой Александр Невский, а в 1302 году на Переславское княжение был посажен его сын – Св. Даниил Московский. В 1354 году здесь был рукоположен во священный сан и посвящен в игумены сам Преподобный Сергий. В 1374 году святой Радонежский игумен крестил здесь третьего сына Святого Димитрия Донского – будущего Звенигородского князя Юрия. Именно тогда съехавшиеся на крестины русские князья приняли решение совместно противостоять татарам, и спустя шесть лет объединили свои полки в Куликовской битве. Прогуливаясь по крепостным валам, мы любовались замечательными видами древнего города с неспешной речкой Трубеж и разноцветными куполами церквей. Отдохнув душой в этой тишине, мы отправились далее – в Варницы.

Троице-Сергиев Варницкий монастырь был основан в 15 веке на том месте, где до переселения в Радонеж находилась усадьба святых Кирилла и Марии, родителей преподобного Сергия, и где прошло его детство. Народная память бережно сохранила все, что связано со святым Сергием: и место его рождения, и Сергиев колодец, и место встречи отрока Варфоломея со «святым старцем». Большинство построек в советский период были разрушены. В 1995 году монастырь был возобновлён как подворье Свято-Троице-Сергиевой Лавры и за 18 лет полностью восстановлен. В 2004 году при монастыре была открыта православная гимназия имени преп. Сергия Радонежского. Для нашей воскресной школы эта поездка в Варницы была уже третьей. И если в предыдущие годы (2006, 2012) мы только слушали рассказ о находящейся здесь гимназии, то в этот раз уже ехали навестить поступившего в неё одного из наших учеников.

В Варницкую обитель мы прибыли под вечер, и застали необыкновенной красоты закат, а утром любовались нежными красками рассвета, озарившего надвратный храм преподобных Кирилла и Марии, деревянную часовню преподобного Сергия и Троицкий собор. Всенощная и Литургия проходили в просторном Сергиевском храме. Большинство в храме составляли гимназисты, они были и чтецами, и алтарниками, и звонарями. Многие Причащались. После трапезы была краткая экскурсия, которую проводят здесь сами учащиеся. А затем – свободное время, которое каждый занимал по-своему, и радостью для всех было общение с «нашим» гимназистом Артемием.

На обратном пути мы любовались осенними пейзажами и изучали географию. Выясняли, например, куда ведёт Ярославская дорога? – в Архангельск и к Белому морю. А почему она называется «Холмогоры»? – хотя и идёт по холмам (пересекает Клинско-Дмитровскую гряду), но названа по селению Холмогоры, где родился великий русский учёный Михаил Васильевич Ломоносов. Этой дорогой он в возрасте 19 лет пришел в Москву пешком. Было это в 1730-м году. И особенно дорого русскому сердцу, что этой дорогой не раз ходил в Ростов и в Москву сам Преподобный Сергий.

Так незаметно приехали мы в Хотьково, в Покровский женский монастырь, где почивают мощи святых Кирилла и Марии. Эта обитель, в которой приняли постриг и были упокоены родители преподобного Сергия, поначалу была небольшой, а к 20-му веку в ней насчитывалось уже несколько сотен насельниц, действовала церковно-приходская школа и богадельня. Сейчас, после разорения советского времени, монастырь восстановлен. При нём открыта воскресная школа и приют-пансион для девочек-сирот. В величественном Никольском соборе мы приложились к мощам преподобных Кирилла и Марии и поздравили именинницу Машу Романову, приехавшую с нами к своей небесной покровительнице.

На подъезде к Москве нас вновь ждали пробки, дожди и круговорот столичной жизни. Духовно обогащенные паломничеством, мы с воодушевлением возвращались к своим повседневным занятиям.

 

3. Ученики преподобного Сергия.

00000004Наши поездки, посвященные преподобному Сергию Радонежскому, в ноябре проходили по Москве.

На праздник Казанской иконы Божией Матери после Божественной Литургии мы отправились в Спасо-Андроников монастырь. Многое в самом монастыре и окрест его говорит о Преподобном Сергии: ему посвящён храм в Рогожской слободе, и даже улица носит имя Сергия Радонежского. История основания монастыря перенесла нас во времена Святителя Алексия, митрополита Московского. Однажды, путешествуя в Константинополь, святитель попал в шторм и дал обет построить храм в честь того святого, чья память будет праздноваться в день благополучного выхода на берег. Буря утихла на праздник Нерукотворного образа Спасителя. Вернувшись в Москву, митрополит по обету основал Спасский монастырь, первым игуменом и устроителем которого стал преп. Андроник – ученик святого Сергия. Впоследствии святой Сергий не раз приходил в эту обитель на реке Яузе и беседовал с возлюбленным ему Андроником. На месте прощания с аввой Сергием в одной версте от монастыря братия устроили часовню, называемую Проща. Посетив эту часовню, мы увидели, что в ней и доныне благоговейно хранят память о преподобном Сергии. Сохранившийся до наших дней Спасский собор монастыря является древнейшим каменным храмом Москвы. Известно, что 1427-1430-е годы собор расписывали Андрей Рублёв и Даниил Черный; вероятно, в этом монастыре оба иконописца и начинали свою монашескую жизнь, и впоследствии были в нем похоронены. Так Промыслом Божиим соединились в Спасо-Андрониковом монастыре храм во имя Нерукотворного образа Спасителя – основание христианского иконопочитания, и вершина русской иконописи – преподобный Андрей Рублёв.

Сейчас Спасский собор Андроникова монастыря является действующим приходским храмом, а в монастыре расположен музей Древнерусского искусства имени Андрея Рублёва. В музее мы посетили выставку первых печатных русских книг, приуроченную к 450-летию издания в Москве диаконом Иваном Федоровым книги «Апостол» на славянском языке (1564 год). С интересом узнали мы, что было ещё несколько изданий, выпущенных примерно на 10 лет ранее, но без выходных данных; они тоже были представлены в экспозиции. Самое красивое из них – многоцветное издание Апостола – было подготовлено, как полагают, в Троице-Сергиевой лавре. Можно видеть и в этом вклад Преподобного Сергия, оказавшего положительное влияние на все сферы русской жизни, в том числе и на книгопечатание.

Знакомство с творчеством преп. Андрея Рублёва мы продолжили 23 ноября, посетив залы Древнерусской иконописи в Третьяковской галерее. Посещению галереи предшествовало подготовительное занятие в воскресной школе, посвященное жизни и творчеству этого прославленного мастера-иконописца. Основные сведения о преп. Андрее Рублёве известны из Троицкой летописи, где, в частности, сообщается об участии его в росписи Благовещенского собора Московского Кремля вместе с Феофаном Греком и Прохором с Городца (1405) и Успенского собора во Владимире вместе с Даниилом Черным (1408). Украшение этих храмов велось по заказу вел. кн. Василия Дмитриевича, старшего сына святого Дмитрия Донского. Большинство икон «Андреева письма» находится сейчас в Третьяковской галерее. Иконы из Владимира, лаконичные и четкие, впечатляют своими размерами, а рядом с ними помещены замечательные по выразительности поясные иконы Звенигородского чина. Они были написаны для храма в Звенигороде по заказу младшего сына Дмитрия Донского, Звенигородского князя Юрия (крестника Преподобного Сергия). В 1422 году при игумене Троице-Сергиева монастыря преп. Никоне были обретены святые мощи преподобного Сергия, и началось строительство каменного Троицкого собора (основной вкладчик – Звенигородский князь Юрий Дмитриевич). Для украшения собора иконами и фресками были приглашены лучшие иконописцы – артель мастеров, возглавляемая преп. Андреем Рублёвым и Даниилом Черным. Тогда-то для иконостаса Троицкого собора «в похвалу Святому Сергию» Андреем Рублёвым и был создан знаменитый образ «Троицы», хранящийся ныне в Третьяковской галерее.

Значение Сергия Радонежского для России столь велико, что его без преувеличения называют духовным отцом русского народа и Игуменом всея Руси. Вокруг преп. Сергия и его Троицкой обители сплотилось и выросло Русское государство. Личный подвиг Преподобного и вера в Святую Троицу духовно возродили русских людей, создали из враждовавших княжеств единый Русский народ. Без Святой Троицы ничего не строится, - так и теперь говорят в народе. По мысли Преподобного Сергия, «взиранием на Святую Троицу побеждается ненавистная рознь мира сего». И преподобный Андрей Рублёв средствами иконописи приобщал людей к заветам своего духовного учителя, открывая горний мир для каждого из нас.


Фотогалерея