7.png
Бутовский полигон – крупнейшее в Московском регионе место массовых расстрелов и захоронений жертв сталинских репрессий. Сегодня известны имена 20760 человек здесь убиенных. Эти люди были расстреляны в течении очень короткого периода времени, с августа 1937г. по октябрь 1938, а полигон функционировал с 34 по 53 год…
Те, о ком мы знаем – мужчины и женщины в возрасте от 14 до 82 лет, представители 73 национальностей, всех вероисповеданий, всех сословий, но большинство из них, простые рабочие и крестьяне – русские православные люди.
Около 1000 человек, из числа погребенных в Бутово, пострадали как исповедники Православной Веры, более трехсот, сегодня прославлены в лике святых.
Название нашего сайта – martyr (мартир), происходит от греческого μάρτυς, что в буквальном переводе значит – свидетель, на русский чаще переводится как мученик. Сайт посвящен, прежде всего, убиенным на Бутовском полигоне за Православную Веру, но не только. Мы собираем и публикуем материалы о всех пострадавших в Бутово и иных местах в годы репрессий, независимо от их национальности и вероисповедания.
france Spain

Слово на ПАСХУ

224787369« Смерти празднуем умерщвление!...»

Скажите, братия, где, в какой вере не только благовествуется, но уже и празднуется как совершившееся событие умерщвление смерти – сей царицы ужасов, по прекрасному выражению праведного Иова? Мечтал ли древний мир о победе над смертью? Есть ли, найдете ли хотя бы в мифах древних народов Индии, Египта, Греции, не говоря уже о других, что –либо подобное тому, что празднуем сегодня мы? Даже богооткровенный Ветхий Завет знает только воскрешение, но не воскресение. Вставали мертвецы силой Божией по молитве великих пророков Илии и Елисея, но никто никогда не восставал из мертвых своей силой, своим произволением, самая мысль о таком чуде была невместима для ума человеческого! А мы видим это во Христе Иисусе, Господе нашем, видим и празднуем Его Воскресение и ликуем Его победу над смертью. Он первенец из мертвых, первенец, и яко Своею божественной силой, а не молитвой праведников воскресший, и яко дарующий воскресение в жизни вечную всем в Него верующим. Его победа над смертью есть наша победа, Его воскресение есть наше воскресение: Он – наша глава, мы – Его тело; воскресла Глава – воскресает и тело, Глава умертвила смерть – и все члены тела участвуют во всепобедном торжестве. Вот почему мы празднуем сегодня не просто победу над смертью, но и полное ее умерщвление. Смерть умерщвлена: где ти, смерте, жало? (Ос. 13, 14). Лежишь ты, по слову песни церковной, бездыханная!... И вот радуются ныне смертные, ибо умерщвлением смерти получили бессмертие. Радуются ангелы Божии и поют на Небесах Воскресение Христово, ибо наша радость есть их радость, яко братий наших по творению. Радуется вся тварь, ибо, подчинившись тлению вместе со своим владыкой – человеком, она доселе совоздыхала и соболезновала ему. Как же ей не сорадоваться ему, когда она вместе с ним освобождается и будет свободной от рабства тлению? Вот почему «ныне вся исполнишася света: небо же, и земля, и преисподняя», и празднует вся тварь восстание Христово!

А как же смерть? Ведь она и ныне, как и во дни праотца Адама, косит и косит свою жатву в юдоли земной. Где же ныне празднуемая победа над ней?... Ныне, братие, для верующих во Христа осталась только одна тень смерти. И эта тень есть благодетельница смертных, служанка истинной жизни. Подумайте, возлюбленные, что было бы, если бы люди вовсе не умирали, не уходили из своей юдоли печали и слез? Ибо что такое здешняя жизнь с её гнетущей дух суетой, с её многоразличными скорбями, с её тяжкими крестами? Можно ли такую жизнь назвать истинной жизнью? Ныне скорби, завтра болезни, неудачи, разочарования и лишения, а на совести всё новые и новые язвы греховные; позади бурная юность с её увлечениями и часто падениями, впереди дряхлая старость. Это ли та жизнь, к которой Создатель предназначил венец Своих творений – человека?
Не говорю уже о тех, у которых и через золото слезы льются. О, как много на свете таких! Не говорю и о тех, которые живут в почете, утопают в роскоши, а в душе носят отраву неверия, змею зависти, муки совести! Их жизнь – одно адское мучение! В таких условиях жизни и в древнем мире, когда еще не было благовестия о победе Христа над смертью, люди нередко ждали смерти, как желанного гостя, и взывали: « О смерть! Отраден твой приговор для человека нуждающегося и изнемогающего в силах, для престарелого и обремененного заботами, для потерявшего надежду и терпение!»  (Сир. 41, 3-4). Но как безотраден был этот вопль измученной души, когда не было луча света в область по ту сторону гроба и не ведали люди, что их там ожидает!

Но допустим, что были и есть такие счастливцы, коих ничто не тревожит, которые не знают болезней, не испытали никаких скорбей и неудач в жизни. А кто им поручится, что завтра же их не постигнут эти скорби, болезни, неудачи? Кто поручится, что сии счастливцы сегодня не станут завтра же самыми несчастными людьми на земле? Пока люди живут на сей земле, никто не свободен от греха. «Если говорим, что не имеем греха, - обманываем самих себя», - говорит возлюбленный ученик Христов (1 Ин. 1,8). А где грех, там и последствия его: скорби и болезни, там должна быть и смерть! И что за жизнь была бы при постоянной опасности согрешить, а следовательно, и подвергнуться горьким последствиям всякого греха? Что за радость и для праведника – жить вечно в этой юдоли плача и слёз, видеть эти слёзы людские, жить вдали от Бога, к Которому стремиться душа, вечно токовать о Небесном Отечестве, вечно, до самого второго пришествия Христова на землю, жаловаться с апостолом : «Бедный я человек! Кто избавит меня от сего тела смерти? Имею желание разрешиться и со Христом быть, потому что это несравненно лучше»  (Рим. 7, 24. Флп. 1, 23).
Не то, не то теперь! Ныне Христос воскрес и смерть стала служанкой, отворяющей двери в блаженную вечность. Ныне  всякий идущий за Христом со своим крестом, счастлив ли он или несчастен в земном странствовании, знает – не только верит, но твердо знает, - что, когда его земное странствование окончится, когда сия тленная храмина тела разорится, его ждет Отечество Небесное, храмина вечная на Небесах, куда уже отверсты для него двери Христовым крестом.
Держись крепче, брат христианин за этот крест, и перед тобою отворятся сии желанные двери! Неси благодушно возложенный на тебя крест, и ты войдёшь в рай вслед за благоразумным разбойником! Смерти нет больше для истинного ученика Христова: она умерщвлена Христом. Есть сон, после которого последует радостное пробуждение в другой, лучшей вечно блаженной жизни. Мы веруем, что «аще со Христом страждем… с Ним воцаримся» (Рим.  8, 17). А посему можем с апостолом повторить : «Не боимся смерти, желание имеем разрешитися от уз плоти и со Христом быти». Тому слава и держава во веки веков.

Аминь.