6.png
Бутовский полигон – крупнейшее в Московском регионе место массовых расстрелов и захоронений жертв сталинских репрессий. Сегодня известны имена 20760 человек здесь убиенных. Эти люди были расстреляны в течении очень короткого периода времени, с августа 1937г. по октябрь 1938, а полигон функционировал с 34 по 53 год…
Те, о ком мы знаем – мужчины и женщины в возрасте от 14 до 82 лет, представители 73 национальностей, всех вероисповеданий, всех сословий, но большинство из них, простые рабочие и крестьяне – русские православные люди.
Около 1000 человек, из числа погребенных в Бутово, пострадали как исповедники Православной Веры, более трехсот, сегодня прославлены в лике святых.
Название нашего сайта – martyr (мартир), происходит от греческого μάρτυς, что в буквальном переводе значит – свидетель, на русский чаще переводится как мученик. Сайт посвящен, прежде всего, убиенным на Бутовском полигоне за Православную Веру, но не только. Мы собираем и публикуем материалы о всех пострадавших в Бутово и иных местах в годы репрессий, независимо от их национальности и вероисповедания.
france Spain

Преподобномученица Севастиана (Агеева-Зуева)

But11 июля Святая Церковь празднует память преподобномученицы монахини Севастианы.

Преподобномученица Севастиана родилась в 1872 году в Нижегородской губернии в семье крестьян и в крещении была наречена Стефанидой.

В двадцатилетнем возрасте Стефанида поступила послушницей в Воскресенско-Федоровский монастырь под г. Шуей и проходила послушание на кухне. В тридцать девять лет её облекли в рясофор. Но после этого еще более пятнадцати лет она не принимала мантийного пострижения. Почему, зададимся вопросом? Как нам говорят жития святых и подвижников благочестия Русской Церкви, некоторые из них по глубочайшему смирению не принимали пострига, считая себя недостойными носить в себе сугубо образ Христа. Другие – весьма взвешенно подходили к принятию святых обетов: целомудрия, послушания и нестяжания, - ведь очень и очень нелегко побеждать естество в молодом возрасте. Здесь нужно обратить внимание на то, как осмотрительно совершался постриг в мантию в тот период жизни Церкви, до 1917 года. Послушнику или послушнице могло быть и сорок, и пятьдесят лет, но всё равно игумен (игумения) долго испытывали насельников, прежде чем облечь в малую схиму. Ведь постриг – это тайнодействие, не имеющее обратной силы.

Рясофорная послушница Стефанида была назначена игуменьей помощницей по хозяйству вернувшемуся из ссылки митрополиту Серафиму (Чичагову), который прожил в Воскресенско-Феодоровском монастыре несколько лет.

Chich

Она несла послушание келейницы митрополита все года проведенные им во святой обители, и последовала за ним, когда Владыка получил назначение на Санкт-Петербургскую кафедру. Митрополиту в это время было 72 года, и в помощь ему по хозяйству игумения отпустила двух монахинь, одной из которых была постриженная к тому времени в мантию мать Севастиана. Вторая келейница митрополита Вера (Втюрина) также проследовала тернистым путем исповедничества, и сопровождала митрополита в его служении. Когда митрополит Серафим был уволен за штат и поселился в частном доме в поселке Удельное вблизи Москвы, за ним последовали и помогавшие ему монахини.

Зимой 1937 года Митрополит Серафим был арестован. Прикованный к постели 82-летний святитель был вынесен из дома на носилках и на машине “скорой помощи” доставлен в Таганскую тюрьму; вскоре он был расстрелян на полигоне Бутово под Москвой. Вслед за ним были арестованы и монахини Севастиана и Вера, продолжавшие жить в том же доме в поселке Удельное.

Внучка митрополита Серафима игумения Серафима (Чичагова-Черная), лично знавшая монахинь Севастиану и Веру, писала в своих воспоминаниях, что мать Севастиана первоначально не была арестована органами. Она сама явилась в НКВД и выразила желание быть узницей по делу священномученика Серафима и не разлучаться со своей духовной сестрой монахиней Верой. Это и есть исповедничество.

В день ареста состоялся допрос.

– Чем вы занимаетесь в данное время и на какие средства существуете? – спросил монахиню Севастиану следователь.
– С 1927 года я нахожусь без определенных занятий. Средством к существованию служили приношения, получаемые от почитателей митрополита Серафима Чичагова.
– Вы являетесь почитательницей Серафима Чичагова?
– Да, я являюсь почитательницей митрополита Серафима Чичагова, у него я несла послушание.
– Назовите всех известных вам почитателей митрополита Серафима Чичагова.
– Митрополит Серафим Чичагов имеет большое количество почитателей, но их имена и фамилии мне неизвестны. К нему на квартиру ходило много духовенства, монашества, а также мирян за получением различных советов, а также и для духовного общения с ним.

Следователь спросил, совершал ли митрополит Серафим в своей квартире богослужения и кто на них присутствовал. Монахиня Севастиана ответила, что митрополит совершал богослужения, на которых присутствовала она вместе с монахиней, помогавшей митрополиту, и другие его почитатели, но имена их ей неизвестны.

– Ваше отношение к советской власти?
– Советскую власть я не признаю и считаю ее властью антихриста, посланной Богом в наказание народу за его грехи, о чем я говорила и другим.
– Вы вели агитацию против выборов в Верховный Совет?
– Да, я говорила, что верующие не должны выбирать и участвовать в выборах сатанинской власти, которая разрушает храмы и без вины высылает верующих и духовенство.

На этом допросы были окончены. Монахиня Севастиана была неграмотна. Следователь зачитал ей протокол допроса, и она поставила под ним оттиск большого пальца правой руки.

20 декабря 1937 года тройка НКВД приговорила монахиню Севастиану к 8-ми годам заключения в исправительно-трудовом лагере. Монахиня Севастиана (Агеева-Зуева) скончалась в Бамлаге на Дальнем Востоке 11 июля 1938 года и была погребена в безвестной могиле. Мать Вера, отбыв в заключении пять лет, вышла на свободу и скончалась в 1961 году.

Монахиня Севастиана была причислена к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года. Память совершается 11 июля (день мученической кончины), а также в дни празднования Собора новомучеников и исповедников Российских и Собора Иваново-Вознесенских святых 20 июня.

lit1

 Литургия в Воскресенско-Феодоровском монастыре 11 июля 2013 г.

В проповеди в этот день отец игумен отметил, что подвиг преподобномученицы Севастианы, ее житие – пример смиренного служения Христу и подвига исповедничества за Его имя.