Однажды весной этого года в наш Мемориальный центр обратилась юная журналистка из Сходни Бархатнова Дарья , с просьбой поделиться материалами о об обстоятельствах подвига св. преподобномученицы Екатерины (Константиновой).
Мы не только поддержали ее исследование, но и предложили опубликовать статью о жизни этой исповедницы православной веры для нашего сайта.
Рады, что теперь есть возможность познакомить его читателей с этим интересным материалом.
«Я со Христом и я Его не предаю!» (1)
Преданы также будете и родителями,
и братьями, и родственниками,
и друзьями, и некоторых из вас умертвят;
и будете ненавидимы всеми за имя Мое,
но и волос с головы вашей не пропадет
терпением вашим спасайте души ваши.
(Евангелие от Луки, глава 21, стихи 16-19)
Зачастую современному христианину снять с шеи крест очень просто: не подходит под платье, мешает заниматься спортом, быстро нагревается в бане. Оказываемся в так называемой «неправославной» компании – тоже «как-то неудобно». А ещё трёт, жмёт, ребёнка душит, образ портит, не модно, не разрешают, не нравится, не хочу. Как много, казалось бы, важных причин не носить крест. А причина надеть его – лишь одна: вера в Бога. Крепкая. Непоколебимая. Многие возразят: «Бог в душе, зачем крест?». Но крест – это символ желания быть со Христом, символ того, что мы принадлежим Ему. А главное, крест – это свидетельство нашего православия.
В детстве, вечерами, укрыв меня мягким одеялом, мама читала мне жития святых мучеников. В воображении проходили люди различные по происхождению, образованию, здоровью, но было в них одно общее: все отдали свою жизнь за право оставить на груди крест. Особенно меня впечатлили Дивеевские мученицы, с которых насильно срывали кресты, а они, несмотря на пытки и истязания, вешали на грудь перемотанные крест-накрест деревянные щепочки.
Несомненно, жития мучеников, написанные Димитрием Ростовским – реалистичны, точны. Но были ли они тогда для меня реальны? Скорее нет. Пытки раскалёнными углями, рыкающими голодными зверями, колесованием, снятием кожи с живого человека хоть и страшны, но казались мне давно канувшими в бездну времени и не имеющими ничего общего с жизнью XXI века. Современность и мученичество, разве совместимые вещи?
Моё убеждение изменилось совсем недавно. Как-то после службы, на лавочке перед нашим храмом Матроны Московской в микрорайоне Сходня городского округа Химки, я разговорилась с Раисой Александровной Гринёвой, прихожанкой. Мы говорили о празднике, нашем городке, когда-то бывшим деревней, о его жителях. И Раиса случайно проронила: «А у нас-то, в деревне Саврасово, Катерина жила. Её теперь к лику святых причислили». Я искренне удивилась: «Как? В глухой маленькой деревушке в одну улицу, никому не известную жительницу… канонизировали?».
Придя домой, я сразу задала поиск в интернете: «Константинова Екатерина Григорьевна», и вот, что нашла:
«Выписка из протокола:
Год рождения: 1887
Место рождения: Московская губерния, деревня Саврасово.
Монахиня. Обвинение тройкой при УНКВД СССР по Московской области: ̋Систематическая контрреволюционная агитация, высказывание террористических намерений, антиколхозные разговоры и распро-странение клеветы о голоде в СССР̋.
Приговор: ̋расстрел̋.
Приведён в исполнение 20 марта 1938 года. 11/03/1938.»
Две строчки нелепого, сфабрикованного обвинения и – ещё одна прервавшаяся жизнь. Одна – из тысячи других. Открыв списки убитых на Бутовском полигоне, я ужаснулась: фамилиям, казалось, не будет конца. На полигоне убито и замучено 739 священнослужителей (из них 1 митрополит), 2 архиепископа, 4 епископа, 15 архимандритов, 118 протоиереев, 14 игуменов, 52 иеромонаха, 363 священника, 60 диаконов, 10 монахов, 58 монахинь, 14 послушников и послушниц, 8 священнослужителей (без уточнения сана). Сколько жизней, сколько судеб, слёз, разочарований, страха и… подвига. Из-за двух строчек – бессмысленного, не имеющего под собой никаких оснований, приговора.
В 40-х годах началось расследование причин смерти монахини Екатерины (Константиновой) и выяснилось, что все доказательства были вымышлены. Нашлись свидетели, которые рассказали, что ничего подобного не говорили, а если и говорили, то показания очень сильно искажены. Милиционеров, вынесших этот приговор, расстреляли, а обвинительное заключение признали ошибочным. Но жизнь-то… уже не вернуть.
…Сейчас родственники св. Екатерины по-прежнему живут в нашем городке. Мне удалось встретиться с Верой Григорьевной Константиновой – племянницей св. муч. Екатерины. В свои 83 года Вера Григорьевна живо помнит свои встречи с тётей Катей.
Вот, что она рассказала мне.
«Тётя Катя жила в доме №25 в Саврасово и вела тихий монашеский образ жизни. Её приглашали уехать в Москву, в Марьину Рощу, боясь гонений. Она не уехала. Для колхоза работала, стегала одеяла для всей деревни. Денег за это не брала. У нас в семье до сих пор хранится одеяло, сделанное её руками. Мне его на свадьбу подарили.
Тетя Катя приходила в гости к Григорию Григорьевичу, моему отцу и своему брату. Помню, сядет на табуретку, раньше все на табуретках сидели, а мы, дети, её окружим: ждём, когда сладостями угостит. И так сильно хотелось прижаться к ней! Добрая была. Своих детей у неё не было. Она воспитывала троих ребятишек своей сестры Марии. Позже их забрали в армию, а потом и война. Все погибли. Хорошие были ребята, красивые, рослые!
Местные жители были краснодеревщиками и держали столярные мастерские. У меня до сих пор остался буфет с инкрустацией ручной работы, сделанный моим дедом и отцом Екатерины, Григорием Константиновым. В 30-е годы их ̋раскулачили̋, считая тех, у кого были верстаки в мастерских ̋богатеями̋, и арестовывали просто ни за что. Поговаривают, что был некий местный ̋стукач̋, чье имя нельзя произносить даже до сих пор (кстати, его потомки продолжают соседствовать с нами). Одного соседа забрали и расстреляли за то, что он не дал осведомителю строительные доски.
Тройке НКВД нужен был процент выполнения плана по борьбе с врагами молодого советского народа, вот они и старались. Екатерина в 1938 году пропала без вести. Это мы так думали. На самом деле, ей удалось передать записочку своему отцу: ̋Мы едем в товарном поезде. Нас гонят, не знаю куда̋. Возможно, она так специально написала, что ̋не знает куда̋ везут. На самом деле арестанты передавали из уст в уста, где повороты, какие ухабы, продолжительность пути и точно знали, что везут их в душегубку, на расстрел! Письмецо это не сохранилось: в войну все документы растерялись. Больше мы о Кате ничего не слышали. О том, что её расстреляли, узнали только после войны, когда по радио списки читали».
Преподобномученница монахиня Екатерина (Константинова) канонизирована Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 12 марта 2002 г. С 2008 года, по благословению благочинного Химкинского благочиния игумена Владимира (Денисова), установлены службы в день её памяти, 20 марта, и в день празднования Собора святых новомучеников и исповедников Церкви Русской, 25 января (7 февраля).
Священник Андрей Гахов, настоятель нашего храма, рассказал мне, что встречался с родными Екатерины Константиновой. Они пожертвовали храму писаную икону, которая теперь размещена на правой стене как особо почитаемая (фото №4). В новом кирпичном храме, стройка которого только начинается, планируется освятить престол в честь преподобной мученицы Екатерины. А пока у нас в воскресной школе висит плакат, посвященный убитым на Бутовском полигоне. В дни памяти педагоги рассказывают ребятам о совсем недавних временах гонений на христиан.
На мой взгляд, очень важно, чтобы дети знали историю своей страны и церкви не только по учебникам и книгам. Во время следующей экскурсии по нашему храму, которую я собираюсь провести для школьников городского округа Химки, я обязательно остановлюсь у правой стены и расскажу об иконе Екатерины, чтобы дети чувствовали присутствие истории в нашей современной жизни. «Быть христианином сегодня – значит ни на минуту не терять бдительности, значит заботиться о религиозном воспитании детей, значит с любовью относиться к своему Отечеству, молиться за него, беречь его » (2).
«Люди, которые в страшных застенках, сокрытые от глаз общественности, вне всякой связи со средствами массовой информации, в полном одиночестве лицом к лицу предстояли мучителям, действительно являют дивный пример стойкости и святости, и Церковь прославляет их имена» (3).
Никто не может сказать с уверенностью, что Господь не поставит и нас перед выбором: христианин ты или нет? Несёшь свой крест или нет? Верен ли ты Богу перед лицом смерти или нет? И тогда мы, помня о новомученниках, о примере их жизни, исповедничества и любви к Богу, будем укреплены их молитвами. Господь да сохранит нас молитвами святой мученицы Екатерины и всех новомучеников Российских.
Дарья Бархатнова, 15 лет,
уч. Воскресной школы
Храма Матроны Московской,
мкр. Сходня, г. Химки
Научный руководитель: М.А. Гахова
********
(1) Из Слова Святейшего Патриарха Кирилла в праздник Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской 9 февраля 2014 года
(2) Из слова Святейшего Патриарха Московского и вся Руси Кирилла после богослужения на Бутовском полигоне 1 июня 2013 года.
(3) Из слова Святейшего Патриарха Кирилла в праздник Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской в Успенском соборе Московского Кремля 9 февраля 2014 года.