6.png
Бутовский полигон – крупнейшее в Московском регионе место массовых расстрелов и захоронений жертв сталинских репрессий. Сегодня известны имена 20760 человек здесь убиенных. Эти люди были расстреляны в течении очень короткого периода времени, с августа 1937г. по октябрь 1938, а полигон функционировал с 34 по 53 год…
Те, о ком мы знаем – мужчины и женщины в возрасте от 14 до 82 лет, представители 73 национальностей, всех вероисповеданий, всех сословий, но большинство из них, простые рабочие и крестьяне – русские православные люди.
Около 1000 человек, из числа погребенных в Бутово, пострадали как исповедники Православной Веры, более трехсот, сегодня прославлены в лике святых.
Название нашего сайта – martyr (мартир), происходит от греческого μάρτυς, что в буквальном переводе значит – свидетель, на русский чаще переводится как мученик. Сайт посвящен, прежде всего, убиенным на Бутовском полигоне за Православную Веру, но не только. Мы собираем и публикуем материалы о всех пострадавших в Бутово и иных местах в годы репрессий, независимо от их национальности и вероисповедания.
france Spain

22 ноября Русская Православная Церковь чтит память священномученика Парфения (Брянских), епископа Ананьевского

Parf

Непримиримый борец с безбожием, прошедший через многочисленные аресты, тюрьмы и ссылки, он был одним из тех архиереев, кто помог Русской Церкви выжить в годы гонений. Его усилиями втайне от советских властей в разных частях страны создавались нелегальные общины верующих, совершались епископские хиротонии. 78 лет назад, в 1937 году он был расстрелян в Архангельске по обвинению в «пропаганде фашизма»…


От Иркутска до Херсона

Владыка Парфений, в миру Петр Арсеньевич Брянских, родился в Иркутске в состоятельной и верующей семье. Отец его, Арсений Петрович, был купцом II гильдии, потомственным почетным гражданином. Детей было четверо, Петр был старшим сыном. Особенно теплые отношения сложились у него с младшей сестрой Антониной. В дальнейшем она посвятила свою жизнь помощи брату, и вслед за ним претерпела мученическую кончину.

Родители дали детям превосходное образование. Петр, решив посвятить свою жизнь Богу, поступил в Иркутскую духовную семинарию. С юности он мечтал о возрождении святой Руси. По окончании семинарии отправился в «мать городов русских» – Киев, где закончил духовную академию и стал кандидатом богословия. Вскоре принял монашеский постриг, был возведен в сан иеромонаха, затем игумена и архимандрита, и был переведен в Херсон.

Гонения на верующих перевернули сознание отца Парфения: грезы о всепобеждающей Руси Православной уступили место заботам о выживании Церкви в безбожном государстве. В разгар Гражданской войны он принимает крест архиерейского служения и вступает в неравную борьбу с богоборческой властью.

 


Тайная Церковь

Архимандрит Парфений был рукоположен во епископа Ананьевского, викария Одесской епархии. Под его руководством на Украине создается сеть тайных общин верующих. Втайне епископ Парфений совершает хиротонии верных Церкви людей, рукополагает тайных епископов на случай ареста всех остальных, создает на Украине неподконтрольное ГПУ церковное управление, проводит секретные собрания духовенства, организует сбор средств для сосланных епископов и священников и помощи их семьям.

Епископ Парфений не раз открыто выступает против безбожной власти. За это очень скоро он подвергается первому аресту.


«Нанесение ущерба диктатуре пролетариата»

mailserviceПосле освобождения из ссылки владыка приехал в Киев, где вновь был арестован и выслан в Москву. В Москве его поселили в Даниловом монастыре без права выезда. Данилов монастырь того времени стал центром притяжения архиереев и священников, однозначно неприемлющих обновленческий раскол и бескомпромиссно настроенных по отношению к безбожной власти. Иными словами, всех самых ярых «антисоветчиков» из числа представителей духовенства.

Вскоре сюда же, в Данилов, прибыли сестра владыки с матерью после смерти главы семейства, за которой последовала конфискация имущества. Отныне они сопровождали владыку Парфения во всех ссылках.

Последовал очередной арест. В обвинении было сказано, что владыка «ставил себе задачей нанесение ущерба диктатуре пролетариата», в частности, осмелился «защищать эмигрантскую часть церковников», то есть, выступать в защиту зарубежной части Русской Церкви, «отрицая ее антисоветскую направленность».

После ссылки владыка вновь поселился в Даниловом, где жил на нелегальном положении, а в храме служил втайне от властей. Он стал во главе так называемой «даниловской оппозиции» по отношению к митрополиту Сергию. После издания митрополитом Сергием печально известной Декларации 1927 года о лояльности Церкви к советскому режиму, владыка Парфений разорвал с ним церковное общение.

vladykaВскоре владыка Парфений снова был арестован и выслан на три года в Казахстан. По дороге из Бутырской тюрьмы в ссылку епископа Парфения избили, и он лежал в тюремной больнице… После освобождения владыка отправился к матери в Тверскую область, где в очередной раз был арестован. Обвинение гласило: «вел антисоветскую агитацию, устраивал на своей квартире тайные богослужения». Во время допроса владыка не скрывал своего неприязненного отношения к советской власти и утверждал, что «Русская Церковь лишилась своей внутренней свободы и оказалась порабощенной у антирелигиозного государства». Епископ Парфений был приговорен к пяти годам ссылки в Архангельск.


«Пропаганда фашизма»

В Архангельске владыка Парфений жил вместе с матерью и сестрой. В своей квартире он принимал местных и ссыльных священников, совершал тайные богослужения, проповедовал. В том, что эти встречи и богослужения достаточно долго были тайной для властей и соглядатаев, была заслуга его сестры и сподвижницы Антонины. Однако через некоторое время информация о тайном служении все же была получена властями. В результате последовал следующий – и последний, – арест.

При обыске, благодаря предусмотрительности сестры владыки Антонины, никакой антисоветской и вообще религиозной литературы обнаружено не было. Однако власти не стремились соблюдать объективность расследования и прибегли к помощи лжесвидетелей. На основании их показаний епископу Парфению было предъявлено обвинение в «организации нелегальных контрреволюционных сборищ», «пораженческой агитации» и «пропаганде фашизма».

На допросе владыка все обвинения отверг. Не желая подвергать кого-либо из своих духовных чад опасности, он показал, что «никаких связей ни с кем не имел, контр-революционной деятельности не вел». Касательно «пропаганды фашизма» он пытался объяснить, что речь шла не о борьбе с советским государством как таковым, но о том, что русским людям нужно сохранить верность Церкви и православной вере, чтобы не дать погибнуть России…

22 ноября 1937 года владыка был расстрелян.

pppАрестовали и Антонину Брянских. Показания против нее дал всего один лжесвидетель, являвшийся негласным сотрудником НКВД. На этом единственном допросе она держалась мужественно и наотрез отрицала то, что ее брат и она сама занимались «контр-революционной деятельностью».

9 января 1938 года, в праздничные Святочные дни, Антонина была расстреляна.


В 2005 году постановлением Священного Синода к лику святых новомучеников и исповедников Российских был причислен епископ Парфений (Брянских), а в августе 2007 года  – его сестра и верная сподвижница Антонина.