6.png
Бутовский полигон – крупнейшее в Московском регионе место массовых расстрелов и захоронений жертв сталинских репрессий. Сегодня известны имена 20760 человек здесь убиенных. Эти люди были расстреляны в течении очень короткого периода времени, с августа 1937г. по октябрь 1938, а полигон функционировал с 34 по 53 год…
Те, о ком мы знаем – мужчины и женщины в возрасте от 14 до 82 лет, представители 73 национальностей, всех вероисповеданий, всех сословий, но большинство из них, простые рабочие и крестьяне – русские православные люди.
Около 1000 человек, из числа погребенных в Бутово, пострадали как исповедники Православной Веры, более трехсот, сегодня прославлены в лике святых.
Название нашего сайта – martyr (мартир), происходит от греческого μάρτυς, что в буквальном переводе значит – свидетель, на русский чаще переводится как мученик. Сайт посвящен, прежде всего, убиенным на Бутовском полигоне за Православную Веру, но не только. Мы собираем и публикуем материалы о всех пострадавших в Бутово и иных местах в годы репрессий, независимо от их национальности и вероисповедания.
france Spain

Слово протоиерея Валентина Свенцицкого о свт. Тихоне

2Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Страшный час в судьбах Православной Церкви пробил: умер Святейший Патриарх Московский и всея России. Осиротели мы. Осиротела Православная Церковь. Никакой мудрец не может так выразить искренней правды, как простое сердце простого человека. Утром, когда я шел с панихиды, ко мне на улице подошли простые женщины, и одна из них сказала: «Как же мы теперь будем жить, ведь мы точно крыльев лишились, всех он нас соблюдал!»

Чем же соблюдал паству свою Всероссийский Святейший Патриарх? Почему Господь дал его нам Первосвятителем Русской Церкви?

Именно Господь дал, ибо когда на Соборе избирали Патриарха, то из намеченных трёх кандидатов Тихон получил меньшее количество голосов. И после молитвы, когда был брошен жребий, Господь указал Тихону быть Российским Патриархом. Чем же был он для Русской Церкви?

Он был её совестью.

В эпоху всеобщего распада, всеобщей лжи, всеобщего предательства, продажности, отступничества был человек, которому верил каждый; о котором каждый знал, что этот человек не предаст правды. Вот чувство, которое было в сердце каждого из нас. Пред Престолом Российской Церкви горела белая свеча. У него не было ничего личного, своего — для него Церковь была всё.

Вот что объединяло паству в тяжёлые годы потрясений. После трёх лет недавно я вновь увидел Патриарха. Отворилась дверь. Я вошёл в приёмную. Трепет прошёл по моему сердцу. Я увидел перед собою икону, живого угодника Божия, как изображает их Церковь на иконах. Это был образ слова, жития, любви, духа, веры, чистоты. Никакая клевета и никакая ложь, никакая злоба не могли отнять у верующих этой уверенности в духовном величии Патриарха.

Святейший Патриарх умер. От этой беды, от этого горя церковного мысль невольно обращается к судьбам Православия.

Неделю тому назад мне вновь пришлось быть у Святейшего Патриарха в лечебнице. И когда я шёл оттуда, мне вспомнилось то, о чём на этих днях говорили всюду, - о папе римском: будет или не будет при его дворе французский посол. Подумаешь: какая честь, какой блеск, какое величие! Как это ослепляет! Ведь внешнее могущество так ослепительно для рабских сердец! И вот — маленькая комнатка Патриарха великой Российской Православной Церкви — кровать, покрытая сереньким одеялом, — и сам он, старенький, в подрясничке, опоясанном широким поясом. Никаких «послов», никакого величия! Но ведь и Христос не был во дворце римских императоров. Он не имел, где преклонить главу. Так ясно почувствовалось, что здесь Христос, что в этой смиренной, в этой уничижённой обстановке своей великий наш Патриарх — со Христом.

Тяжкие потрясения ожидают Православную Церковь и многие соблазны: будет усиление лжи и беззакония. Но ложь не станет правдой от того, что её станет повторять большинство. Чёрное не станет белым от того, что многие это чёрное станут признавать за белое.

Пусть остающиеся верными Православной Церкви не смущаются ни внешним величием еретиков, ни могуществом их, ни тем, что их большинство. Ибо Господь предрек это страшным вопросом: «Когда Сын Человеческий приидет, найдёт ли Он веру на земле?» Это сказал Спаситель мира, Который дал обетование: «Созижду Церковь Мою, и врата адовы на одолеют Её». Но это не значит, что то время, когда Сын Человеческий, грядущий во Славе Своей, найдёт лишь немногих истинных Своих учеников — это не значит, что в то время не будет именующих себя христианами. Напротив, Господь предрек нам, Он сказал, что многие придут тогда под Именем Моим и будут говорить: я Христос! - и многие прельстятся. Истинную Церковь Христову будут тогда заслонять эти, называющие себя христианами, называющие себя Церковью. Возникнут лжехристы и лжепророки, чтобы прельстить, если возможно, и избранных. И ложь о Христе будет так соблазнительна, что нужно будет особенно соблюдать себя, нужно особенно молиться, чтобы не впасть в искушение.

Со стороны канонической смерть Патриарха не создаёт затруднений. До Собора Первостоятель Церкви по завещанию Патриарха назначен. За отсутствием митрополита Кирилла[Смирнова] и Агафангела[Преображенского] власть Первосвятительская переходит к Местоблюстителю патриаршему митрополиту Петру[Полянскому]. Признать эту высшую церковную власть — обязанность православного христианина, независимо от личных симпатий и антипатий, ибо непризнание законно поставленного Местоблюстителя возможно лишь при одном условии — отпадении его от Православия.

Не внешнее страшно нам, а внутреннее. Страшно наше собственное духовное состояние — особенно, когда между нами идут распри, когда нет единства в среде самих православных христиан.

Мы будем молиться за Святейшего Патриарха Тихона о упокоении души его. Но в то же время мы будем чувствовать, что и там, у престола Всевышнего, всё также соблюдает он Российскую Православную Церковь. Ради его предстательства пощадит Господь православную паству. Лишь бы мы-то остались верными Православию!

Какие бы соблазны, какие бы потрясения нас не ожидали, были бы мы тверды, была бы тверда наша преданность Христу. Лишь бы мы сохранили свою веру и своё единение с истинною Святою Соборною Апостольскою Церковью. Аминь.

26.03(08.04).1925.

Источник