2.png
Бутовский полигон – крупнейшее в Московском регионе место массовых расстрелов и захоронений жертв сталинских репрессий. Сегодня известны имена 20760 человек здесь убиенных. Эти люди были расстреляны в течении очень короткого периода времени, с августа 1937г. по октябрь 1938, а полигон функционировал с 34 по 53 год…
Те, о ком мы знаем – мужчины и женщины в возрасте от 14 до 82 лет, представители 73 национальностей, всех вероисповеданий, всех сословий, но большинство из них, простые рабочие и крестьяне – русские православные люди.
Около 1000 человек, из числа погребенных в Бутово, пострадали как исповедники Православной Веры, более трехсот, сегодня прославлены в лике святых.
Название нашего сайта – martyr (мартир), происходит от греческого μάρτυς, что в буквальном переводе значит – свидетель, на русский чаще переводится как мученик. Сайт посвящен, прежде всего, убиенным на Бутовском полигоне за Православную Веру, но не только. Мы собираем и публикуем материалы о всех пострадавших в Бутово и иных местах в годы репрессий, независимо от их национальности и вероисповедания.
france Spain

Выступление протоиерея Кирилла Каледы на Международной конференции «Подвиг новомучеников и исповедников Российских в современной исторической литературе»

о.Кирилл25 января 2013 года в рамках XXI Международных Рождественских образовательных чтений в Храме Христа Спасителя состоялось открытие Международной конференции «Подвиг новомучеников и исповедников Российских в современной исторической литературе». Организаторами форума выступили Издательский Совет Русской Православной Церкви и Институт Российской истории Российской академии наук.

Приветствие участникам конференции направил министр культуры РФ В.Р. Мединский.

Пленарное заседание открылось программным докладом председателя Издательского Совета митрополита Калужского и Боровского Климента.

Во время проведения конференции, с докладом «Почитание подвига новомучеников и исповедников Российских и увековечение памяти пострадавших в годы лихолетья в ХХ веке» выступил настоятель храма Новомучеников и исповедников Российских в Бутове протоиерей Кирилл Каледа:

В 2000 году мы стали свидетелями и участниками беспрецедентного в истории Вселенской Церкви события - соборного прославления Новомучеников и исповедников Российских. Последовавшее за этим включение в состав Собора новомучеников  великого сонма новых святых привело к тому, что количество святых нашей Поместной Церкви увеличилось в пять раз. Это чудо Божие, воистину «Нечаянная радость», так как даже за два, а может быть и за год до этого, даже самые смелые оптимисты не могли предположить, что такое может произойти. Канонизация новомучеников свидетельствует о необычайной милости Божией к нашему народу, к нашей Матери-Церкви и ко всему миру, поскольку это событие несомненно имеет вселенское значение, вселенский масштаб.

Низкий поклон всем, кто потрудился в деле подготовки этого соборного деяния, в деле сбора, обработки и подготовки необходимых материалов, их осмысления и молитвенного осознания.
Однако, как воспринято церковным народом это событие? Как отнеслась к нему светская часть нашего общества? Что происходит в деле сохранения и увековечивания памяти многих миллионов наших соотечественников, пострадавших и погибших в те непростые годы? В настоящем сообщении автор попытается подойти к поиску ответов на эти вопросы.

Перед тем как перейти к их освещению должен сказать, что по опыту служения на Бутовском полигоне отношение к прославлению подвига новомучеников и к увековечиванию памяти пострадавших тесно связаны между собой, подобно тому, как связаны между собой вершина айсберга, возвышающаяся над водой, с намного большей по объему  его подводной частью.  

С целью оценки общей ситуации приведем несколько цифр.

В соответствии с Церковным календарем, изданным издательством Московской Патриархии , в наступившем году празднование памяти новомучеников и исповедников Российских будет совершаться 294 раз, т.е 80% дней в году мы должны творить память этих святых. В Богослужебных указаниях на 2013 год, изданных тем же издательством , память новомучеников и исповедников отмечена 14 раз, причем порядок совершения им службы указан 10 раз, что составляет соответственно 5 и 3% от общего количества дней памяти новомучеников.

Анализ данных, имеющихся на официальных сайтах 16 епархий Русской Православной Церкви, расположенных как в разных частях Российской Федерации, так и за рубежом, показывает, что памяти новомучеников и исповедников Российских посвящено около 3% действующих храмов. Чаще всего храмы посвящены Собору новомучеников, а также Свт. Тихону и Царственным Страстотерпцам. Отрадно, что имеются храмы посвященные местным святым, например,  в Алма-Ате есть храм в честь священноисповедника Николая, митр. Алма-Атинского, а в  Архангельске в честь сщмч. Антония, архиеп. Архангельского. Еще отраднее, что имеются и такие храмы как храм в честь сщмч. Александра Чумакинского в с. Чумакино Симбирской мирополии, а также сщмч. Филиппа, Александровского в пос. Александровском Алма-Атинской епархии.

В Московской городской епархии памяти новомучеников посвящено 22 храма, что оставляет 2,5% от общего числа храмов, но в подавляющем большинстве случаев это приписные, домовые храмы, находящиеся в больницах, гимназиях, воинских частях и в местах лишения свободы. Только 4 храма является приходскими, что составляет 1 % от общего количества приходов . Вместе с тем, среди храмов, возводимых в Москве по  программе «200 храмов» и получивших к середине декабря ушедшего года наименования, каждый десятый храм посвящается новомученикам .

В очень многих старых, дореволюционных храмах нашей Церкви служили новомученики и исповедники российские, и, несомненно, они являются покровителями этих храмов.  Во многих из них имеются не только иконы, но нередко и  специальные стенды, посвященные жизни и подвигу этих святых. Но, к сожалению, это далеко не везде так. Недавно я посетил один московский храм, где в свое время служил один из Бутовских новомучеников. Я не нашел в нем иконы этого святого, хотя настоятелем этого храма является достаточно известный и уважаемый священник. Не было иконки этого святого и в церковной лавке. Взамен мне предложили икону одноименного древнего мученика. Надо отметить, что два года назад я не смог приобрести икону сщмч. Владимира, митр. Киевского, в действительно богатой церковной лавке, а вернее магазине, Киево-Печерской лавры. Там мне предложили икону кн. Владимира.
В храме на Бутовском полигоне, где регулярно совершаются службы новомученикам и ведется значительная работа, в том числе и с прихожанами, по прославлению подвига новомучеников, записки на молебны новомученикам составляют около 5% от общего числа молебнов. Вместе с тем, в результате индивидуальной работы с крещаемыми, их родителями и восприемниками, количество принявших при крещении имена новомучеников составляет 8 %.
В 2012 году Бутовский полигон, где только в период с августа 1937 г. по октябрь 1938 г. было расстреляно 20761 человек, из которых около тысячи пострадали за исповедование православной веры и 330 из них прославлены в лике святых,  организованными паломническими или экскурсионными группами посетило 6170 человек в составе 211 групп. Для сравнения скажем, что мемориальный комплекс Холокоста  в Израиле, Яд Вашем, ежегодно посещает более 1 миллиона человек. В 1999 году Яд Вашем посетило 2 млн. человек .

Несколько лет назад Бутово посетила делегация Римско-Католической Церкви во главе с кардиналами Диониджи Теттаманци, архиепископом Миланским, и Крещенцио Сепе, архиепископом Неаполитанским. Накануне они были в Покровском монастыре, где почивают мощи блж. Матроны. Гости были поражены, что в Бутове, имеющем такое значение не только для нашей Церкви, но и для всего мира, никаких посетителей кроме них не было, а у мощей блаженной Матроны стояла многочасовая очередь.

Сотрудники различных паломнических служб отмечают, что паломничество по местам, связанным с подвигом новомучеников, не пользуются популярностью. Исключением из этого являются только Екатеринбург, Алапаевск и отчасти Соловки. В программах таких крупных паломнических служб как «Радонеж», «Покров», Ковров», «В Барышах» и «Троицкий паломник» предложения по новомученической тематике составляют те же самые 4% от общего числа предлагаемых паломнических поездок и туров.

Вместе с тем, исследование спроса и предложения церковного книжного рынка, проведенное редакцией журнала «Православие и современность» , издаваемого Саратовской митрополией, свидетельствует о высоком интересе у православных читателей к книгам о новомучениках и исповедниках, в частности о царской семье.

Авторы книги  «История России, ХХ век» оценивают число погибших в период с 1918 по 1956 год в результате «военного коммунизма», Гражданской войны, коллективизации, спровоцированных властями голодов и политических репрессий в  25 млн. человек, при этом оговариваются, что «цифры эти неполные», так как используют официальные данные о расстрелах и смерти в лагерях, и в них можно видеть только «достоверный минимум» . По данным петербургских исследователей  к настоящему времени на территории Российской Федерации установлено около 1500 различных памятных знаков. В подавляющем большинстве случаев это небольшие памятники, установленные различными группами граждан, представителями общественных или религиозных организаций, родственниками пострадавших. Надо отметить, что очень часто – это памятные кресты. Памятники, установленные по инициативе и на средства властей, редки. Участие представителей власти в мемориальных акциях памяти пострадавших крайне редки, в том числе и в общегосударственный день Памяти политических заключенных, 30 октября. Несмотря на многочисленные разговоры на самых разных, в том числе и самых высоких уровнях, в России, в отличие от таких стран как Казахстан и Украина, до сих пор нет ни только федерального мемориального комплекса памяти пострадавших, но даже общенародного памятника этим многочисленным, в подавляющем большинстве случаев невинным,  жертвам попытки построить Царство небесное  на земле.

Представленная картина показывает, что, несмотря на совершенное по инициативе Священноначалия нашей Церкви соборное прославление новомучеников,  общецерковное осмысление и почитание их подвига пока недостаточно, также как нет общенародной памяти о пострадавших в нашей стране в минувшем ХХ столетии.
С чем это может быть связано? В первую очередь, наверное, с тем, что нашим обществом глубоко не осмыслены трагические уроки прошедшего ХХ века. Осознав, что идея построения рая в отдельно взятой стране утопична, для очень многих наших современников и соотечественников идеалом является построение рая в отдельно взятом коттедже или, по крайней мере, в отдельно взятой квартире. Для многих в достижении этой цели допустимы любые средства, подобно тому, как любые средства были хороши для построения своего, нового мира  его строителями. Необходимо глубокое общенародное переосмысление нашей истории ХХ столетия. Роль Церкви в этом должна быть ведущей, и осознание значения подвига новомучеников в этом делании переоценить трудно.

Сложность осознания подвига новомучеников обусловлена с несколькими причинами.

В русском народе в течение веков образ святого был поднят на некую, недостижимую для обычного человека высоту, при этом забылись слова ап. Петра, призывающего всех христиан к святости: «вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» (1 Пет, 2,9), слова повторенные в молитве к новомученикам. Нередко приходиться слышать в отношении новомучеников: «Что это за святые? Они простые люди, такие же, как и мы. В чем их святость?» Особое значение подвига новомучеников для нас и наших современников и состоит в том, что они, такие же простые люди, как и мы, смогли духовную жизнь поставить выше материальной.  И об этом мы призваны свидетельствовать.

Почитание новомучеников затрудняется и недостаточными знаниями об их жизни и подвиге, несмотря на обширную литературу, посвященную новым святым, и как следствие из этого слабым их молитвенным почитанием. Вместе с тем, именно молитвенная связь со святым является основой его почитания.

Редкое молитвенное обращение к новомученикам связано и с тем, что вера многих наших современников сильно обмирщена. В молитвах просят в первую очередь решения земных проблем, а не помощи в деле спасения души. Обращаться же к новомученикам за помощью в мирских делах, как обращаются к блаженным Матроне и Ксении или свт. Николаю, как-то неудобно, а просить новомучеников об укреплении в вере и правильном устроении духовной жизни оказывается не очень надо. Вот и стоят длинные очереди к блаженным, а дорога в Бутово остается неизвестной.

В решении проблемы приобщения к подвигу новомучеников небезынтересен израильский опыт ознакомления молодежи с трагедией Холокоста. В учебном плане старшего, 11-го класса израильских школ выделено 30 учебных часов на изучение Холокоста с обязательным посещением всеми школьниками мемориала Яд Вашем .

Рождественские чтения носят в первую очередь образовательный, просветительский характер, поэтому считаю уместным ставить вопрос о необходимости обязательного включения в учебные планы образовательных учреждений  Русской Церкви специальных учебных часов, посвященных ознакомлению и изучению подвига новомучеников, с посещением мест связанных с их жизнью и страданиями, а также с написанием учащимися истории их семей в ХХ столетии. Последнее выявит, что у очень многих из них имеются в старших поколениях родственников пострадавшие в годы лихолетия террора, и тем самым даст учащимся лично соприкоснуться с пережитой народом трагедией.  

В связи с вышеизложенным, с целью более глубокого осознания подвига новомучеников и их молитвенного почитания  предлагаю включить в итоговый документ настоящей конференции следующие предложения:

1.    Просить Издательский Совет Московской Патриархии рассмотреть возможность в богослужебных указаниях на следующие года более часто рекомендовать совершение богослужений новомученикам и исповедникам российским.
2.    Рекомендовать при составлении учебных планов различных образовательных заведений Русской Православной Церкви (от воскресных и общеобразовательных школ до высших учебных заведений) выделять специальные учебные часы, посвященные ознакомлению и изучению подвига новомучеников, с посещением мест связанных с их жизнью и страданиями.

Полагаю, что  эти предложения могут быть включены и в итоговый документ Рождественских чтений.

 

Прот. Кирилл Каледа
Храм Свв. Новомучеников и исповедников Российских в Бутове
Московская область


Скачать полный текст доклада (со ссылками на первоисточники)