13 января, в святочное воскресенье, в конференц-зале состоялся традиционный Рождественский праздник. Начался он прославляющими Христа Рождественскими колядками, замечательно исполненными певчими храма вместе с учениками воскресной школы. Затем на сцене развернулось действие Рождественского спектакля.
Праздник Крещения Господня в Бутово
В канун Крещения Господня, у Храма Новомучеников и Исповедников Российских в Бутово, у Соловецкого Креста, Настоятель Храма протоиерей Кирилл Каледа совершил обряд освящения воды.
В саму же ночь на Крещение, верующие крестным ходом пришли к крестообразно вырубленной проруби на пруду у деревни Дрожжино– "Иордани", где при многочисленном стечении народа, была освящена купель и прошли праздничные купания.
Днем празднество продолжили народные гуляния.
По доброй традиции, поддержку в проведении праздника оказала компания "Арт-лёд", которая также украсила площадку у Храма и Иордань удивительными ледяными скульптурами.
Слово на Богоявление Господне
Хочу, возлюбленные, праздновать и торжествовать, ибо святой день просвещения есть печать праздника и день торжества. Он запечатлевает Вифлеемский вертеп, где Ветхий денми, как младенец у груди матери, лежал в яслях; он же отверзает иорданские источники, где Тот же Ветхий денми крещается ныне с грешниками, даруя миру Своим пречистым телом оставление грехов. В первом случае, происшедший из утробы Пречистой Девы, явился для младенцев как младенец, для матери – сыном, волхвам – как царь, пастырям – как добрый пастырь, полагающий, по слову Божественного Писания, душу Свою за овец (Ин. 10:11). Во втором случае, именно при крещении Своем Он приходит на иорданские воды, с тем чтобы омыть грехи мытарей и грешников. Говоря о необычайной чудесности такого события, премудрый Павел восклицает: «явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков» (Тит. 2:11). Ибо ныне мир просветляется во всех частях своих: радуется, прежде всего, небо, передавая людям сходящий с небесных высот глас Божий, освящается полетом Духа Святого воздух, освящается естество воды, как бы приучаясь омывать вместе с телами и души, и вся тварь земная ликует. Один только дьявол плачет, видя святую купель, приготовленную для потопления его могущества.
К деду на могилу
Станция Фосфоритная
Андрей Орехов
В 2005–2006 годах я получил последовательно несколько ответов из различных организаций на свои запросы о судьбе дедушки, священника Орехова Дмитрия Ивановича. В них, на мой взгляд, довольно ясно было указано место его смерти и захоронения. Что я имел?
В письме из Управления ФСБ РФ по Рязанской области (г. Рязань, апрель 2005 г.) указано:
«…наказание Орехов Д.И. отбывал в Вятлаге, ст. Яр. Фосфоритная Горьковской ж.д. Умер 1 июня 1942 года».
В архивной справке из Управления исполнения наказаний по Кировской области (Верхнекамский р-н, пгт Лесной, август 2005 г.) сообщено, что Орехов Д.И.
«находился в 1, 4, 2 лагерных пунктах Вятлага Умер 1.06.1942 года в лазарете 2 лагпункта. Место захоронения – кладбище 2 лагпункта».
3) В пространном письме из ГКУ Государственный архив Рязанской области (г. Рязань, 2006 г.) приведены такие факты:
«наказание о. Димитрий отбывал в Вятлаге, на ст. Яр Фосфоритная Горьковской железной дороги. Прибыл туда Димитрий Орехов из Рязанской тюрьмы. По имеющимся архивным данным, он находился в 1, 4, 2 лагерных пунктах. Что это были за пункты, мы знаем из воспоминаний тех, кто прошёл лагеря, выдержал непосильный труд и вернулся. Сердце о. Димитрия не выдержало. Он умер 1 июня 1942 года в лазарете 2 лагпункта. Смерть последовала от паралича сердечной деятельности. О. Димитрий захоронен на кладбище этого лагерного пункта. По истечении времени точное место захоронения установить не смогли».
Дом новомучеников снесли. Улица Урицкого осталась. Послесловие к сносу Дома Малышевых.
Дмитрий Михайлов
Немного предыстории
В начале февраля 2018 года на сайте «Православие.Ру» была опубликована статья «Нам – Голгофа… Дом-храм Малышевых в Вышнем Волочке и его обитатели». Комментарии читателей пошли сразу. Идея сохранить дом как музей Новомучеников ни у кого не вызывала сомнений:
«Безусловно, дом-храм надо отстоять от уничтожения. И хранить память о новомучениках».
«Дом-храм должен быть сохранен. Помоги, Господи!»
«Настоящие герои! Светлая им память! Спаси Господи!»
«Помоги, Господи, сохранить дом-храм!!!»
«Помоги Господи! Пусть стоит дом, пусть будет музей. Хватит разрухи. Пусть будет память для наших детей и внуков, которые о своей истории так мало знают. Раньше молчали, теперь перевирают».
«Вот на таких подвижниках Церковь и выстояла. Но, что удивительно: даже среди людей, именующих себя православными, всё чаще встречаются люди, тоскующие по “славному советскому прошлому”. Что за каша у людей в головах. Святые новомученики, молите Бога о нас!»
«Святые новомученики, молите Бога о нас! Как бы хотелось сохранить этот дом».
«На земле праведника преподобного Иосифа Волоцкого должен быть памятник новомученикам. Нужен он русским людям всех поколений. Святой новомученик протоиерей Петроградский Михаил Чельцов, моли Бога о нас. Внук, Анатолий Чельцов».
На сегодня счетчик показывает более 42 тысяч просмотров. Интересно, что всё население Вышнего Волочка немногим больше – около 48 тыс. чел. на 2017 г. Наверное, какая-то часть вышневолочан посмотрела публикацию о доме Малышевых.
Публикация заканчивалась вопросом: «Услышат ли городские власти голос Церкви в защиту этого пространства памяти, или дом-храм пойдет под снос?..» В 2011-м году Архиерейский Собор Русской Православной Церкви принял решение умножить усилия для распространения в народе почитания святых новомучеников и исповедников.
В истории с домом Малышевых на улице Урицкого получилось наоборот. Память XX века оказалась увековеченной в имени палача-чекиста, а имена людей, которые противостояли безбожию и пали жертвой государственного бандитизма, преданы забвению. Пора подвести итоги, извлечь уроки и задуматься.