5.png
Бутовский полигон – крупнейшее в Московском регионе место массовых расстрелов и захоронений жертв сталинских репрессий. Сегодня известны имена 20760 человек здесь убиенных. Эти люди были расстреляны в течении очень короткого периода времени, с августа 1937г. по октябрь 1938, а полигон функционировал с 34 по 53 год…
Те, о ком мы знаем – мужчины и женщины в возрасте от 14 до 82 лет, представители 73 национальностей, всех вероисповеданий, всех сословий, но большинство из них, простые рабочие и крестьяне – русские православные люди.
Около 1000 человек, из числа погребенных в Бутово, пострадали как исповедники Православной Веры, более трехсот, сегодня прославлены в лике святых.
Название нашего сайта – martyr (мартир), происходит от греческого μάρτυς, что в буквальном переводе значит – свидетель, на русский чаще переводится как мученик. Сайт посвящен, прежде всего, убиенным на Бутовском полигоне за Православную Веру, но не только. Мы собираем и публикуем материалы о всех пострадавших в Бутово и иных местах в годы репрессий, независимо от их национальности и вероисповедания.

БУТОВСКИЙ КАЛЕНДАРЬ

подробнее

france Spain

Рождественский пост. Проповедь 1 декабря 2019 года.

024. Неделя 24-я по Пятидесятнице. Рождественский пост. Воскресная проповедь протоиерея Кирилла Каледы, настоятеля храма во имя Святых Новомучеников и Исповедников Российских на Бутовском полигоне.

Митрополит Антоний Сурожский. Проповедь о Рождественском посте.

 

Как был установлен Рождественский пост 15 (28) ноября – 24 декабря (6 января).

Установление Рождественского поста, как и других многодневных постов, относится к древним временам христианства. Уже с четвертого века св. Амвросий Медиоланский, Филастрий, блаженный Августин упоминают в своих творениях Рождественский пост. В пятом веке о древности Рождественского поста писал Лев Великий.

Первоначально Рождественский пост длился у одних христиан семь дней, у других – несколько больше. На соборе 1166 года, бывшем при константинопольском патриархе Луке и византийском императоре Мануиле, всем христианам было положено хранить пост пред великим праздником Рождества Христова сорок дней.

Антиохийский патриарх Феодор IV Вальсамон писал, что «сам святейший патриарх сказал, что, хотя дни этих постов (Успенского и Рождественского. – Ред.) не определены правилом, понуждаемся, однако, последовать неписаному церковному преданию и долженствуем поститься… от 15 дня ноября».

Рождественский пост – последний многодневный пост в году. Он начинается 15 (28 – по новому стилю) ноября и продолжается до 25 декабря (7 января), длится сорок дней и потому именуется в Церковном уставе Четыредесятницей, так же, как и Великий пост. Так как заговенье на пост приходится в день памяти св. апостола Филиппа (14 ноября старого стиля), то этот пост называют Филипповым.

 

Зачем установлен Рождественский пост.

Рождественский пост – зимний пост, он служит для нас к освящению последней части года таинственным обновлением духовного единения с Богом и приготовлением к празднованию Рождества Христова.

Лев Великий пишет: «Само хранение воздержания запечатлено четырьмя временами, чтобы в течение года мы познали, что непрестанно нуждаемся в очищении и что при рассеянии жизни всегда надо стараться нам постом и милостынею истреблять грех, который приумножается бренностью плоти и нечистотою пожеланий».

По словам Льва Великого, Рождественский пост есть жертва Богу за собранные плоды.

Подробнее...

ДНИ ПАМЯТИ. Священномученик Михаил Рыбин, пресвитер.

Свя­щен­но­му­че­ник Ми­ха­ил ро­дил­ся 26 ок­тяб­ря 1877 го­да в се­ле Мо­ло­ди По­доль­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии в се­мье кре­стья­ни­на Фе­до­ра Ры­би­на. Окон­чив сель­скую шко­лу, он кре­стьян­ство­вал; впо­след­ствии, осво­ив ре­мес­ло гра­ве­ра, за­ни­мал­ся че­кан­кой окла­дов для икон. Ра­но ов­до­вев, он сам вос­пи­ты­вал сы­на и дочь. Ко­гда де­ти вы­рос­ли, Ми­ха­ил Фе­до­ро­вич при­нял ре­ше­ние по­слу­жить свя­той Ма­те­ри Церк­ви и с 1919 го­да стал слу­жить в хра­ме пса­лом­щи­ком, за­тем был ру­ко­по­ло­жен во диа­ко­на и в 1925 го­ду — во свя­щен­ни­ка ко хра­му Вос­кре­се­ния Сло­ву­ще­го в род­ном се­ле Мо­ло­ди. За рев­ност­ное слу­же­ние отец Ми­ха­ил был на­граж­ден на­перс­ным кре­стом.

19 ян­ва­ря 1938 го­да со­труд­ни­ки НКВД до­про­си­ли долж­ност­ных лиц и де­жур­ных сви­де­те­лей се­ла Мо­ло­ди. Пред­се­да­тель сель­со­ве­та по­ка­зал, что отец Ми­ха­ил, «неод­но­крат­но при­хо­дя в сель­со­вет по вы­яс­не­нию на­ло­гов, в при­сут­ствии кол­хоз­ни­ков, на­хо­дя­щих­ся в по­ме­ще­нии сель­со­ве­та, вы­ска­зы­вал свои контр­ре­во­лю­ци­он­ные убеж­де­ния о пло­хой жиз­ни при со­вет­ской вла­сти... го­во­рил: “Со­вет­ская власть не счи­та­ет­ся ни с чем, толь­ко зна­ет об­кла­ды­вать на­ло­га­ми да при­тес­нять ду­хо­вен­ство”».

Подробнее...

ДНИ ПАМЯТИ. Священномученик Иоа́нн Державин, пресвитер.

Свя­щен­но­му­че­ник Иоанн ро­дил­ся 25 мая 1878 го­да в се­ле Ануф­ри­е­во Ни­коль­ской во­ло­сти Руз­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии в се­мье пса­лом­щи­ка Ни­ко­лая Дер­жа­ви­на. В 1894 го­ду он окон­чил Ко­ло­мен­ское Ду­хов­ное учи­ли­ще, а в 1901 го­ду – Мос­ков­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию и был на­зна­чен учи­те­лем цер­ков­но­при­ход­ской шко­лы при Бо­го­ро­ди­це-Рож­де­ствен­ской церк­ви в се­ле Ви­хо­ре­во Сер­пу­хов­ско­го уез­да, а с 1902 по 1904 год был учи­те­лем и за­ко­но­учи­те­лем в Горш­ков­ской цер­ков­но­при­ход­ской шко­ле Гус­лиц­ко­го окру­га Бо­го­род­ско­го уез­да. Же­нил­ся, впо­след­ствии у них с су­пру­гой Пе­ла­ги­ей Пет­ров­ной ро­ди­лось де­вять де­тей.

7 ав­гу­ста 1904 го­да епи­скоп Дмит­ров­ский, ви­ка­рий Мос­ков­ской епар­хии Три­фон (Тур­ке­ста­нов) ру­ко­по­ло­жил Ива­на Ни­ко­ла­е­ви­ча в сан свя­щен­ни­ка к Ни­коль­ской церк­ви в се­ле Ми­лет Бо­го­род­ско­го уез­да. С это­го же вре­ме­ни он стал за­ко­но­учи­те­лем в Ми­лет­ском зем­ском на­чаль­ном учи­ли­ще. За бла­го­го­вей­ное ис­пол­не­ние свя­щен­ни­че­ских обя­зан­но­стей и за усерд­ное про­по­ве­да­ние сло­ва Бо­жия отец Иоанн в 1911 го­ду был на­граж­ден на­бед­рен­ни­ком. В ра­пор­те бла­го­чин­но­го от­ме­ча­лось, что отец Иоанн Дер­жа­вин, «от­ли­ча­ясь крот­ким и доб­рым ха­рак­те­ром, поль­зу­ет­ся ува­же­ни­ем и лю­бо­вью сво­их при­хо­жан».

Подробнее...

В Троице-Сергиевой лавре состоялось очередное заседание Синодальной богослужебной комиссии

28 ноября 2019 года в Свято-Троицкой Сергиевой лавре под председательством митрополита Петрозаводского и Карельского Константина состоялось очередное пленарное заседание Синодальной богослужебной комиссии. В рабочей встрече принял участие член Комиссии архиепископ Берлинский и Германский Марк.

Митрополит Константин сообщил членам Комиссии о заседании Священного Синода, состоявшемся 29 октября, на котором утверждены молитвословия, представленные Комиссией: тропарь и кондак священноисповеднику Иоанну Оленевскому (Калинину); тропарь, кондак и молитва священномученику Константину Ростовскому (Верецкому); тропарь, кондак и молитва священномученику Иоанну Державину; тропарь, кондак и молитва священномученику Михаилу Рыбину.

Комиссия рассмотрела вопрос о целесообразности переиздания текста Триодей в редакции «Комиссии по исправлению богослужебных книг при Святейшем Синоде» (1907-1917) и сочла возможным научное переиздание этого текста.

На заседании были рассмотрены и одобрены тексты служб преподобным Варлааму и Гедеону Серпуховским, священномученику Петру Полянскому, преподобному Владимиру Белопесоцкому, а также тропари и кондаки преподобномученику Никону Беляеву, священномученику Феодосию, епископу Коломенскому и Бронницкому, священномученику Серафиму, епископу Дмитровскому, священномученику Никите, епископу Орехово-Зуевскому, священномученику Константину Некрасову, священномученику Николаю Попову. Одобренные тексты направлены на утверждение Священного Синода.

Были рассмотрены замечания, присланные на ранее одобренные службы преподобному Поликарпу Брянскому, преподобному Паисию Святогорцу, Пресвятой Богородице «Всецарица», преподобному Мисаилу Абалкскому, преподобномученицам Анне и Матроне Алексиевским, а также официальные и частные письма, поступившие в адрес Комиссии.